Чистый приток иностранного частного капитала в Россию за пять месяцев нынешнего года превысил $60 млрд, сообщил вчера председатель ЦБ Сергей Игнатьев на Международном банковском конгрессе, открывшемся в Санкт-Петербурге. Главного банкира страны не смущает полный провал прогноза российских денежных властей, согласно которому величина этого притока должна была быть ниже, чем в 2006 году. По его итогам в страну поступило $42 млрд. Но теперь у российских властей есть новый ориентир. Согласно прогнозу, озвученному министром финансов Алексеем Кудриным, по итогам 2007 года в страну поступит около $70 млрд. Другими словами, глава Минфина всерьез полагает, что на оставшиеся семь месяцев придется не более $10 млрд. Остается лишь предположить, что Алексей Кудрин располагает некими секретными данными о почти полной потере иностранцами интереса к российским активам во второй половине этого года. Это несколько противоречит другим прогнозам.
Цена инвестиционного бума
По данным Всемирного банка, Россию захлестнул инвестиционный бум. По его оценкам, темпы роста инвестиций в Россию составят рекордные 17,4%. А это означает, как минимум, серьезный поток иностранных инвестиций. Кроме того, сохранение на прежнем уровне основной политической задачи, показателя инфляции, в нынешних условиях означает приглашение валютных спекулянтов сыграть на повышение российского рубля. Приток такого капитала может сопровождаться столь же быстрым его оттоком. А после введения полной конвертируемости рубля у ЦБ не осталось никаких реальных способов влияния на трансграничные валютные потоки.
Спокойствие Игнатьева
Но представителей ЦБ быстрое развитие финансовой ситуации не пугает. "$60 млрд — цифра не слишком опасная», — утверждает Сергей Игнатьев, который склонен объяснять все несколькими крупными продажами российских активов — аукционами активов ЮКОСа и размещением на рынке акций Сбербанка и ВТБ. Возможно, к концу года найдутся и другие объяснения.
Сергей Игнатьев, конечно, признает, что «большой приток капитала, тем более спекулятивного, чреват тем, что он может так же быстро, как пришел, уйти, и от этого в банковском секторе могут возникнуть проблемы, например с ликвидностью». Но не возникнут, обещают представители ЦБ. Заместитель Игнатьева Геннадий Меликьян уже знает, чем закончится в России финансовый кризис. Гипотетически. В Центробанке провели так называемые стресс-тесты — аналитическую проверку состояния банков в гипотетических кризисных условиях. По словам Меликьяна, результаты «финансовых анализов» по итогам второй половины прошлого года показали, что если бы сейчас в стране сложились условия, как в 1998 году, то последствия если и были бы, то намного менее катастрофичные, чем это случилось девять лет назад. «Многие волнуются за безопасность банковской системы при таком притоке иностранного капитала. ЦБ помнит про такую вероятность, но на данный момент проблемы не видит», — заверил участников форума Геннадий Меликьян. «Растут все показатели, растут и риски», — философски констатируют представители Банка России.
Центробанк, похоже, вообще целиком и полностью устраивает сложившаяся ситуация. Во всяком случае, по словам Сергея Игнатьева, ЦБ не собирается предпринимать никаких резких шагов. Не пересматриваются прогнозы и на инфляцию, она по-прежнему ожидается на уровне 8%. В прежнем темпе будет снижаться и ставка рефинансирования.
По словам главы ЦБ, она носит скорее наглядный, нежели рыночный характер, и пока ее статус не изменится, политика ее изменений будет такой же, как до сих пор. «Она будет примерно на 2% выше, чем текущий уровень инфляции», — сказал Сергей Игнатьев.
Освежительный ветер банковской рыночной зачистки
Не собирается ЦБ и менять банковскую систему, невзирая ни на никакие пожелания экспертов.
Несколько дней назад международное рейтинговое агентство Standard & Poors повысило уровень устойчивости российской банковской системы. Но тут же посоветовало ЦБ активнее заниматься ее чисткой, сократив количество банков вдвое — с нынешних 1,2 тысячи до 600. «Темпы, с которыми у банков отзываются лицензии, зависят от деятельности самих банков ", — спокоен Сергей Игнатьев. ЦБ никаких нормативов по сокращению числа банков не устанавливает. Но вполне возможно, то, что не собирается делать Банк России, сделает за него сам финансовый рынок. «Особых рисков нынешний приток капиталов для российских банков не несет», — считает заместитель гендиректора компании «Финэкспертиза» Наталья Борзова. Самым главным последствием огромного денежного вала она считает создание конкурентных преимуществ для крупных кредитных учреждений, которые этими потоками распоряжаются. За бортом истории, по мнению Борзовой, останутся банки ниже среднего. Их, по мнению эксперта, ожидает совсем иная волна — слияний и поглощений. Особенно не поздоровится, считает Борзова, тем маленьким банкам, которые не входят в финансово-промышленные группы, то есть не используются для распределения иностранных денежных потоков. Возможно, и этот процесс представители Банка России прокомментируют. На следующем форуме.
Евгений МАЗИН