Группа ВТБ ориентирует свой новый актив — Банк Москвы на обслуживание малого и среднего бизнеса. Банк не откажется и от выдачи кредитов частным лицам, но это будут продукты другой «дочки» группы — банка ВТБ 24. Банку Москвы достанутся агентские комиссионные и, возможно, часть дохода от кредитов.
«Банк Москвы достаточно долгое время будет самостоятельным банком», — сообщил в среду первый зампред правления ВТБ 24 Дмитрий Руденко, уточнив, что имеет в виду пятилетний период. «Банк Москвы будет успешным банком, в том числе с розничным бизнесом. Но вряд ли это будет розничный банк, это факт. У Банка Москвы очень серьезное конкурентное преимущество в области малого и среднего бизнеса, которого у ВТБ 24 просто нет, мы им не занимаемся», — цитирует Руденко Интерфакс.
Вчера же директор продуктового направления блока «Розничный бизнес» Банка Москвы Наталья Коновалова сообщила, что приоритетом для банка станет обслуживание малого и среднего бизнеса.
По ее словам, работа с этом сегменте не ограничится расчетно-кассовым обслуживанием предприятий и их кредитованием. Упор будет сделан и на обслуживание сотрудников предприятий: наряду с зарплатными проектами им будут предложены кредитные продукты банка и вклады. Сейчас у Банка Москвы 9 млн клиентов — сотрудников компаний, находящихся на обслуживании банка. Это главным образом «зарплатники», отметила Коновалова. Средства этих сотрудников составляют около 30% всех средств частных лиц, размещенных в банке. Это выше, чем в среднем по банковской системе, обычно средства зарплатных клиентов составляют 20—25% от средств физлиц.
В результате новой специализации портфель кредитов малому и среднему бизнесу Банка Москвы должен вырасти с нынешних 30 млрд руб. до 200 млрд руб. к концу 2012 года.
«Банку Москвы вполне по силам новая стратегия. Ведь и сейчас у него в числе клиентов множество не самых крупных предприятий, в том числе связанных с правительством Москвы. К тому же часть клиентов малого и среднего бизнеса ВТБ 24 и ВТБ могут мигрировать в Банк Москвы», — говорит начальник аналитического управления БКФ-банка Максим Осадчий.
Банк Москвы не откажет во внимании и обычным частным клиентам «с улицы». К началу октября будет готова стратегия развития бизнеса Банка Москвы, но уже сейчас он и ВТБ24 работают над созданием совместного предложения для розничных клиентов. Возможно, банк будет предлагать в своих отделениях часть продуктов ВТБ 24, например, ипотеку и автокредиты, сообщил начальник управления ипотечного кредитования Банка Москвы Олег Пятлин. Предполагается, что кредиты ВТБ 24 будут выдаваться с баланса этого банка, а Банку Москвы достанется комиссия за выдачу кредитов и часть будущего дохода от портфеля. Сейчас обсуждается проект соглашения о разделении доходов по кредитам между двумя банками, добавил Пятлин. Представители ВТБ 24 сообщили, что пока договор в процессе обсуждения и окончательного решения по этому вопросу нет.
Практика, когда один банк, входящий в группу, продает кредиты другого, существует. Схемы расчетов при этом могут быть разными. Например, сотрудники Русфинанс-банка предлагают в автосалонах не только свои кредиты, но и кредиты материнского Росбанка, которые оформляются уже в его офисах. За это предусмотрена мотивация клиентских менеджеров «Русфинанса», пояснил представитель Росбанка.
Елена ХУТОРНЫХ