Запуск дополнительной сессии на белорусской валютно-фондовой бирже резко переломил ситуацию на валютном рынке страны. Еще неделю назад в обменниках невозможно было купить валюту, а с официальным курсом Нацбанка конкурировал курс «черного рынка». Теперь банкам не хватает белорусских рублей для покупки валюты у населения. А курс «черного рынка» легализован как официальный банковский. Но, сколько такая ситуация продержится, зависит от привлечения в страну кредитных ресурсов.
В среду автор «Газеты.Ru» пытался сдать в банк в Минске стодолларовую купюру. Но ни банк «Москва-Минск», ни БПС-банк купить ее не смогли — у них просто не хватало белорусских рублей. Продать сотню удалось только в Беларусбанке — этот главный государственный банк снабжается рублевой наличностью в первую очередь.
Еще в начале минувшей недели такая ситуация казалась фантастической. В Белоруссии был острый дефицит валюты, а банки имели право торговать ею только по официальному курсу Нацбанка — порядка 5000 белорусских рублей за доллар. Курс «черного рынка» колебался между 7 и 8 тысячами белорусских рублей за доллар, так что валюту в банковские обменники никто не сдавал.
Но 14 сентября на Белорусской валютно-фондовой бирже была запущена дополнительная торговая сессия, основной задачей которой было установить реальный рыночный курс иностранной валюты и вернуть валюту в обменные пункты банков. Здесь торгуется валюта, оставшаяся в распоряжении экспортеров после обязательной продажи 30% валютной выручки. Курс покупки и продажи устанавливается, исходя из спроса и предложения.
В первый день торгов на допсессии рыночный курс доллара составил 8600 бел. рублей при официальном курсе Нацбанка 5347 рублей за доллар. Курс российского рубля составил 305 бел. рублей, евро — 12 100 бел. рублей.
Уже на следующий день наличная валюта появилась в обменниках банков — туда ее понесли сами белорусы. «Черный рынок» умер в один момент.
В последующие дни на допсессиях валютной биржи белорусский рубль только укреплялся, а объемы торгов росли. При этом Нацбанк не проводил интервенций. Более того, по словам его руководителей, главный банк страны старался не допустить слишком значительного укрепления белорусского рубля. За последние три торговые сессии Нацбанк выкупил примерно $55 млн.
Как сообщили «Газете.Ru» в ОАО «Беларусбанк», курс покупки доллара в обменных пунктах банка на 21 сентября снизился до 7300 белорусских рублей.
Доллары для обменников на бирже банки не покупают. Хватает того, что приносят люди. Соотношение сдаваемой и покупаемой населением валюты — 10:1, сказали корреспонденту «Газеты.Ru» в одном из коммерческих банков.
Вице-премьер Белоруссии Сергей Румас заявил, что правительство и Нацбанк рассчитывают устранить множественность курсов белорусского рубля в октябре.
«Технически самое лучшее время для выхода на единый курс — двадцатые числа месяца в силу ряда факторов», — отметил Румас. В частности, пояснил он, это дни уплаты налогов. Кроме того, к этим датам завершается конвертация валюты «Белтрансгазом» для расчетов за российский газ, и, таким образом, компания не теряет на курсовых разницах.
Если большая разбежка между официальным курсом доллара и курсом на допсессии будет сохраняться, то это не будет стимулировать экспортеров к возврату валюты, предупреждают эксперты. Ведь фактически они продают 30% валюты себе в убыток по официальному курсу.
Доллар и евро, скорее всего, будут дешеветь дальше, считают эксперты. Их курсы еще достаточно завышены, говорит заведующий отделом макроэкономического регулирования и развития бизнеса Института экономики Академии наук Белоруссии Александр Лученок. «Снижение должно быть более существенным, однако, как скоро произойдет ожидаемое падение курсов инвалют, сегодня крайне трудно предсказать, ведь ситуация во многом зависит от психологического фактора, настроений на валютном рынке», — соглашается замдиректора по научной работе Центра системного анализа и стратегических исследований Академии наук Белоруссии Александр Готовский (цитата по информагентству БелТА). Ученый не исключил, что после резкого падения курса доллара возможен и его некоторый рост, а затем снова падение. «Такие колебания вполне вероятны, однако в целом, думаю, тенденция к снижению курсов инвалют и укреплению национальной валюты сохранится и будет развиваться, выход на равновесный курс белорусского рубля в запланированные полтора-два месяца вполне реален».
«Проведение торгов на допсессии Белорусской валютно-фондовой биржи дало бизнесу надежду на то, что в стране начнет формироваться нормальная экономика. То, что на допсессии был фактически легализован курс теневого рынка наличной валюты, малый бизнес не шокировало, т. к. он ориентировался именно на него, — пишет Александр Калинин, председатель Белорусского союза предпринимателей, на сайте Bel.biz. — Все вздохнули с облегчением: наконец-то можно валюту легально купить и продать, никому ничего не переплачивая. И за это тебя не схватят за руку, не конфискуют деньги». Но многие малые и средние предприятия закрылись
По прогнозам завкафедрой менеджмента Белгосуниверситета профессора Бориса Паньшина, в краткосрочной перспективе курс доллара может опуститься до отметки в 6,5—7 тысяч бел. рублей за $1. Но, сколько этот курс продержится и возможность его дальнейшего снижения, будет зависеть от привлечения кредитных ресурсов, прежде всего из Антикризисного фонда ЕврАзЭС, а также от МФВ.
«Если эти ресурсы будут привлечены и будут поступательно приходить в страну, курсы инвалют стабилизируются на долгосрочную перспективу, значительно укрепится белорусский рубль», — считает эксперт.
Денис ЛАВНИКЕВИЧ