Отказ министра финансов Алексея Кудрина работать в правительстве после рокировки российского властного тандема возродил предвыборную интригу: экономисты увидели в демарше угрозу и без того шаткой стабильности и сочли его лишь прологом к схватке за влияние на экономическую политику будущего кабинета.
Кудрин сказал в воскресенье, что расходится во взглядах и не будет работать с Дмитрием Медведевым, которому нынешний премьер Владимир Путин накануне пообещал пост премьер-министра по возвращении в Кремль весной 2012 года.
Экономисты в один голос назвали возможный уход Кудрина ударом по инвестиционной привлекательности России, который она едва ли может себе позволить в условиях штормового предупреждения на мировых рынках, оттока капитала, распродажи российских акций и рубля. Вместе с тем, они считают далеко не предрешенным исход противостояния Кудрина — тяжеловеса из команды Путина с длинным списком заслуг — и Медведева — местоблюстителя без команды и достижений.
«Кудрин воплощает макроэкономическую и бюджетную стабильность России. Его уход был бы серьезным ударом по инвестиционной привлекательности России», — сказал партнер фонда Verno Capital Роланд Нэш.
«Но думаю, пока не стоит его сбрасывать со счетов. Он также близок к Путину, как Медведев. Возможно, это — заявка на премьерский пост».
Путин поставил премьерство Медведева в зависимость от результатов партии власти на декабрьских выборах Госдумы, вписав младшего партнера вместо себя первым номером предвыборного списка «Единой России». В отличие от зеркальной истории четырехлетней давности, когда покинувший Кремль по велению Конституции Путин объявил Медведева преемником и получил взамен твердое обещание премьерства, нынешнее объявление оставило пространство для трактовок и повысило шансы Кудрина в глазах комментаторов.
«Нужно понимать, что Путин останется в своем кресле как минимум до выборов 2018 года, а может быть и 2024 года, а вот сколько времени усидит Медведев, никто не знает», — сказал экономист Сергей Алексашенко.
Еще полгода неопределенности
«До конца все не понятно, потому что это всё намерения. Это всё пожелания. Всё может измениться. Мало ли, процесс сложный политический», — разделяет скепсис бывшего коллеги Олег Вьюгин, в прошлом чиновник и зампред центробанка, а ныне глава совета директоров МДМ-банка.
По мнению аналитика Trusted Sources Кристофера Грэнвила Кудрин не оставлял надежды стать премьером все 12 лет правления Путина.
«Очевидно, он почувствовал, что шанс подвернулся снова, и понял, что это его последний шанс. Раз он ему эту должность не отдали, у него появилась причина уйти. Но он выдержал заявление в дипломатичных тонах: вместо открытого противостояния с верховным лидером выразил несогласие с политикой его младшего партнера», — сказал Грэнвил.
Путин неоднократно публично хвалил Кудрина за макроэкономическую стабильность и склонность к жесткой бюджетной политике, нажившую министру финансов бесчисленную армию врагов среди политиков и чиновников, включая Медведева, щедрость которого давно вызывала у Кудрина нескрываемую аллергию. Перед объявлением о рокировке тандема Кудрин считался одним из основных претендентов на премьерский пост, и даже воскресный демарш не вычеркнул его из этого списка.
«Рынок будет жить надеждой, что Медведева уволят из премьеров очень скоро — скажем, летом — после чего Путин возобновит реформы, что неизбежно», — сказал российский либеральный экономист, пожелавший остаться неназванным, отказав Медведеву в политическом весе для подобного противостояния.
«Смена власти прошла настолько унизительно, что это — конец Медведева», — сказал он, добавив, что выбор министров для следующего правительства — «это решение Путина, а не Медведева».
Алексашенко ждет масштабного обновления фасада исполнительной власти после выборов.
«Я точно думаю, что будет большая рокировка, смена фигур на этой шахматной доске. Хотя бы потому, что многие люди, которые сегодня работают с Путиным в Белом доме, захотят передвинуться в Кремль. Думаю, что сильные изменения будут, серьезные», — сказал он.
Изъяв основную интригу избирательной кампании — возвращение Путина в президенты — тандем вывел на первый план несколько новых, а келейность основного решения оставила мало шансов определить очертания будущей экономической политики по меньшей мере в ближайшее полгода.
«Вопрос о том, кто будет следующим премьером, кто займет ключевые посты в правительстве, останется открытым до мартовских выборов», — говорит стратег Тройки Диалог Крис Уифер.
«Это все бессмысленно обсуждать. Есть два человека, которые обо всем договорились. О чем они договорились, мы не знаем», — сказал Алексашенко.
Дарья КОРСУНСКАЯ, Даглас БАСВАЙН, Алексей КАЛМЫКОВ