Если ожидания инвесторов относительно перспектив экономики — это то, что сегодня движет рынками, то многие развитые страны в ближайшие месяцы столкнутся с серьезными трудностями. В апреле — мае 2011 г. рынки акций и облигаций достигли максимальных отметок с самых тяжелый дней рецессии в I квартале 2009 г. Затем, когда макроэкономические данные во многих развивающихся странах стали ухудшаться, стабильность с рынков ушла. С начала года по прошлую среду американский индекс S&P 500 потерял 7,23%, британский FTSE 100—10,37%, немецкий DAX — 21,41%, панъевропейский Eurofirst 300—18,15%, японский Nikkei — 14,54%. А в четверг утром рынки рухнули еще на 4—5%.
И потрясения еще не закончились, предупреждают аналитики. Нарастает беспокойство относительно стабильности европейских банков: инвесторов пугают значительные объемы на их балансе облигаций переживающих кризис Греции, Португалии и Ирландии, а также потенциально проблемных Испании и Италии и относительно небольшие размеры капитала, которых может не хватить в случае значительного ухудшения ситуации на рынках и обесценения госбондов периферийных стран еврозоны. Кроме того, европейские банки все больше испытывают нехватку ликвидности, особенно долларовой, в частности, потому, что многие кредиторы, прежде всего американские фонды денежного рынка, перестали покупать их векселя и тем самым лишили их доступа к краткосрочным заимствованиям. Полторы недели назад Европейскому центральному банку (ЕЦБ) даже пришлось объявить, что в партнерстве с четырьмя другими ведущими центробанками он проведет до конца года три аукциона по предоставлению трехмесячных долларовых кредитов на неограниченные суммы.
«Были структурные причины для ухудшения прогнозов по акциям с учетом падения темпов экономического роста и дальнейшего усугубления долгового кризиса в еврозоне. Мы уверены, что экономики развитых стран подошли к концу долгового суперцикла», — говорит Грэм Секкер, стратег по рынку акций Morgan Stanley. Переломить тенденцию могут только согласованные действия центральных банков по поддержке хрупких экономик. Даже ВВП Германии, наиболее сильной экономики в Европе, вырос всего на 0,1% во II квартале 2011 г.
Инвесторы на фондовом рынке продолжат избавляться от акций, пока не произойдет трех событий, считает Секкер. Во-первых, ЕЦБ должен начать скупку ценных бумаг в большом объеме, Европе тоже необходимо так называемое количественное смягчение. Во-вторых, развитые страны должны объявить новые планы краткосрочного бюджетного стимулирования экономики и одновременно — программы сокращения расходов в долгосрочной перспективе. И наконец, банки должны списать стоимость гособлигаций проблемных стран до уровня, который отражал бы вероятность частичного дефолта, заключает Секкер.
Однако не все аналитики пессимистичны. Рынки не всегда точно предсказывают экономические тренды, замечает стратег по акциям UBS Ник Нельсон. По его словам, экономики избегут рецессий в следующем году, а рынки бегут впереди паровоза. Нельсон ожидает умеренного экономического роста, несмотря на кризис суверенных долгов в Европе и политический паралич в США. Большее беспокойство вызывает то, что рынки, похоже, закладывают в цены акций более значительное снижение темпов роста корпоративных прибылей, считает он. Рост золота и швейцарского франка до рекордных значений говорит о серьезных панических настроениях относительно стабильности всей финансовой и экономической системы. Ведь высокая волатильность на мировых рынках акций наблюдается на фоне того, что компании пережили рецессию лучше, чем инвесторы могли ожидать. «Кампания по сокращению расходов в 2009 г. была очень удачной», — говорит Нельсон. Усредненный показатель чистого долга к собственному капиталу на развитых рынках держится сейчас на уровне 40%; это практически самый низкий показатель за последние 12 лет. Норма прибыли нефинансовых компаний до процентных и налоговых выплат — около 13%, это максимум за 30 лет. Компании копят деньги, как никогда раньше, это следствие «эмоционального шока» 2008 г., отмечает Нельсон.
Немного лучше себя чувствуют рынки облигаций. Некоторые индексы, отражающие степень риска, до начала лета были на удивление стабильны, говорит Гэри Дженкинс, начальник отдела кредитной стратегии Evolution Securities. «Корпоративные облигации служили инвесторам убежищем», — отмечает он. До конца мая даже индекс кредитных дефолтных свопов по корпоративным облигациям со спекулятивным рейтингом iTraxx Crossover был стабилен. В последние недели ситуация изменилась, цена свопов, т. е. стоимость страховки от дефолта, существенно выросла. Цена свопов из подындекса, включающего субординированные долги финансовых компаний, выросла до 560 базисных пунктов (т. е. страховка от дефолта по этим долгам на $10 млн стоит $560 000). После краха Lehman Brothers в 2008 г. цена была 300 б. п. «Долговой рынок сейчас посылает очень тревожные сигналы», — говорит Дженкинс.
С другой стороны, доходности гособлигаций США и Германии упали до рекордных минимумов, опустившись по 10-летним бумагам ниже 2%. Инвесторы либо сильно напуганы и ищут тихую гавань, либо ожидают дефляции, заключает Дженкинс.
Норма КОЭН
FT, перевод Дарьи БОРИСЯК