Жером Кервьель в 2008 году обошелся французскому Societe Generale в 4,9 млрд евро убытков, трейдер Квеку Адоболи в этом месяце лишил швейцарский UBS 2,3 млрд долл. Почему известные трейдеры-жулики проиграли на сделках огромные суммы? Ответ на этот вопрос дали исследователи из Университета Санкт-Галлена. По их наблюдениям, торговцы акциями ведут себя крайне агрессивно и соглашаются на чрезмерные риски — совсем как психически больные люди.
Прежде чем широкой публике стали известны имена
Результаты исследования ошеломили самих авторов. Оказалось, что торговцы ценными бумагами вели себя даже более агрессивно и эгоистично, чем психопаты. При этом результативность действий трейдеров оказались, вопреки ожиданиям, даже хуже, чем у ненормальных людей. Трейдеры готовы были сильно рисковать не ради получения оптимального результата, а ради нанесения максимального вреда противнику. Один из авторов исследования сравнил трейдеров с автовладельцами, которые крушат бейсбольной битой чужие машины, чтобы их автомобили были самыми лучшими.
«Вместо того чтобы стремиться к максимальному абсолютному выигрышу, трейдеры стремились обогнать по выигрышу другую группу участников эксперимента. При этом ими двигали три основных мотива: мотив подавления, мотив конкуренции и мотив использования в корыстных целях», — рассказал РБК daily один из авторов исследования юрист и психиатр Томас Нолль.
Исследователям, однако, не удалось найти окончательного ответа на крайне важный вопрос: почему трейдеры так себя ведут? Дело в том, что эта сфера деятельности привлекает в основном людей, наделенных агрессией. Однако не исключено, что такое поведение вызвано спецификой самой работы, которая меняет людей в худшую сторону. По словам заведующей лабораторией труда психологического факультета МГУ Анны Леоновой, здесь можно говорить о профессиональной деформации. «Условия труда — непредсказуемость, нехватка времени, необходимость принимать всю ответственность на себя — влияют на поведение трейдеров, заставляя забыть о морали», — сказала она РБК daily.
Впрочем, как показали предварительные результаты расследования дела Адоболи, компаниям, чтобы не пострадать от мошенничества, нужны в первую очередь не психологи, а скорее строгие контролеры. Как сообщила швейцарская газета Tages-Anzeiger со ссылкой на инсайдера, вышестоящие сотрудники недостаточно тщательно контролировали деятельность Адоболи на предмет рисков. Кроме того, инфраструктура в компании сильно устарела, но руководство экономило на ее обновлении, несмотря на предупреждение регулятора Finma, сделанное два года назад. В результате трейдеру-мошеннику удавалось совершать нелегальные сделки на протяжении почти трех лет.
Татьяна ГЛАЗКОВА