Находимся ли мы на пороге нового банковского кризиса? Можно ли избежать распространения финансовых проблем на мировую экономику и как банкам пережить грядущее снижение рентабельности бизнеса? В интервью Handelsblatt на эти вопросы ответил глава Федерального союза немецких банков (BdB) Андреас Шмитц.
— Кризис евро обостряется все больше. Что беспокоит вас в связи с этим сильнее всего?
— Я озабочен отсутствием в Европе политической воли, способности принимать четкие решения. Беда в том, что допущенные сейчас просчеты лягут на следующие поколения тяжким бременем.
— Что необходимо было бы сделать, чтобы смягчить последствия кризиса?
— Политики никак не могут дать ясный сигнал по поводу того, чего же мы в конце концов хотим: политического союза, в котором предусмотрена частичная ответственность по обязательствам друг друга, или же валютный союз должен быть сокращен на те государства, которые не могут или не хотят соблюдать предложенные критерии стабильности. Это нелегкие решения. Однако, если они все-таки будут приняты, им должна быть обеспечена всеобщая поддержка. Причем наибольшим тут должен быть вклад Германии и Франции.
— Насколько велики проблемы банковского сектора? Какой объем дополнительного капитала требуется институтам?
— Сейчас ситуация с капитализацией банков лучше, чем в 2008 году. Если она станет ухудшаться, то некоторым из них понадобится дополнительный капитал. В каком объеме, сказать трудно.
— На рынке капитала денег банкам не получить. Опять расчет только на государственную казну?
— Никогда не говори «никогда». Но госпомощь может быть только последним средством.
— В какой мере можно рассчитывать на поддержку со стороны развивающихся стран? Они еще не разочаровались в евро?
— Пока нет. Но если мы не найдем решения наших проблем, то некоторые из них скажут нам «прощай» Сейчас недоверие с их стороны растет.
— За последнее время рейтинговые агентства понизили оценки целого ряда банков. Не подливают ли этим Moodys и S&P масла в огонь?
— Нет, мерить температуру они умеют хорошо.
— Когда проблемы банковского сектора перекинутся на промышленность?
— В случае если обострится кризис государственных долгов, начнутся проблемы и в реальной экономике. Когда рефинансирование начнет обходиться банкам все дороже, а их балансы — сокращаться, то подорожают и кредиты.
— Таким образом, грядет кредитный дефицит, перспективу которого вы всегда отрицали?
— Нет, его не будет. Но мне видится ужесточение условий кредитования. Премии за риск, то есть расценки банков, были и остаются слишком низкими. Ни один банк не может позволить себе сохранять их на этом уровне в течение длительного времени.
— Так что, золотые времена для банков остаются в прошлом?
— Нам придется настраиваться на более низкие показатели рентабельности. У работающих глобально банков она составит, по всей вероятности, 12—15%. Ну а что касается, к примеру, работающих в пределах Германии немецких банков, то даже в лучшие времена этот показатель не всегда выражался у них двузначной цифрой.
Handelsblatt, перевод Александра ПОЛОЦКОГО