Еврокомиссия намерена радикально реформировать работу крупнейших аудиторских фирм мира — KPMG, Ernst & Young, Deloitte и PwC. В ноябре будет представлен проект директивы, запрещающий крупным аудиторским фирмам проверять отчетность какой-либо компании и одновременно предоставлять ей консалтинговые услуги, а также ряд других нововведений, призванных ослабить гегемонию «большой четверки».
Основным инициатором реформирования крупнейших аудиторских фирм стал еврокомиссар по внутренним рынкам Мишель Барнье. Об этом сообщают несколько европейских СМИ, получившие доступ к копии проекта нормативного акта Еврокомиссии. Официально Еврокомиссия не комментирует утечку в СМИ, говоря, что планы европейских властей в отношении аудиторов находятся в состоянии рассмотрения.
В проекте документа Еврокомиссии говорится, что аудиторским фирмам могут запретить оказывать аудиторские и консалтинговые услуги для одной и той же компании или даже вовсе запретить оказывать консалтинговые услуги. Это может вынудить аудиторов перевести свои консалтинговые операции в отдельную структуру. Между тем консалтинговый бизнес приносит крупнейшим аудиторам значительную долю доходов. Так, например, по собственным данным PwC, в 2010 году аудиторская деятельность принесла компании $13,3 млрд, консалтинговая — $6,2 млрд.
Корпорации, у которых на балансе находится не менее €1 млрд, могут обязать проходить «совместный аудит», то есть к проверке их отчетности, помимо одного из членов «большой четверки», будет допущена аудиторская фирма, не входящая в нее. Для крупнейших аудиторов это нововведение — серьезная угроза монополии на крупных клиентов: как показывает статистика по американскому рынку, аудит 98% корпораций США с выручкой более $1 млрд осуществляют PwC, Ernst&Young, Deloitte и KPMG. Кроме того, европейские власти могут ввести обязательную ротацию аудиторов для компаний — так, чтобы каждые девять лет аудитор компании менялся.
Как говорится в проекте, реформа направлена на «укрепление независимости и профессионального скептицизма, запрет оказания неаудиторских услуг компаниям, в отношении которых проводится аудит, а возможно, даже общий запрет на оказание аудиторских услуг. Более качественный аудит и более информативные доклады укрепят доверие рынков и дадут акционерам своевременный сигнал в случае обнаружения каких-либо проблем в компании».
В аудиторских компаниях либо официально не комментируют сообщения о готовящихся реформах, либо отмечают лишь, что они могут повысить для компаний стоимость аудиторских услуг.
Это первый столь масштабный план по реформированию работы крупнейших аудиторов, разработанный на общеевропейском уровне. За время кризиса основной мишенью критики были рейтинговые агентства, претензии к которым высказываются до сих пор (см. справку). Несколькими месяцами ранее на рейтинговые агентства обрушился и основной автор готовящейся реформы деятельности аудиторов Мишель Барнье. «Сомнительно, что рейтинговые агентства в своих оценках учитывают усилия стран по совершенствованию своей налоговой системы, ограничению бюджетных расходов и проведению структурных реформ»,— заявил он в июле. Претензии аудиторам высказывались сходного характера, но лишь на национальном уровне. В марте палата лордов британского парламента потребовала от антимонопольных органов провести всестороннее расследование деятельности «олигополии» «большой четверки» аудиторских фирм — Deloitte, Ernst & Young, KPMG и PricewaterhouseCoopers, «попустительство» которых помешало вовремя распознать надвигавшийся финансовый кризис (см. «Онлайн» от 31 марта).
Евгений ХВОСТИК