Накануне ужесточения контроля со стороны Банка России за рискованностью банковских активов банки получили инструмент, позволяющий отчасти снизить грядущую регулятивную нагрузку. ЦБ установил минимальные уровни национальных кредитных рейтингов для банковских заемщиков, которые позволят не считать выданные им ссуды излишне рискованными. Самую очевидную выгоду от этого получат не столько банки, сколько российские рейтинговые агентства.
Возможность снижения коэффициентов риска по ссудам, выданным банками рейтингованным заемщикам, прописана в новой редакции инструкции «Об обязательных нормативах кредитных организаций», вступающей в силу с 1 октября. Хотя сама инструкция в новой редакции была утверждена еще в апреле, с минимально возможными уровнями рейтингов национальных рейтинговых агентств (см. справку) ЦБ определился только сейчас. По сведениям «Ъ», этот вопрос был вынесен на вчерашний совет директоров ЦБ.
Наличие у банковских заемщиков рейтингов не ниже установленного регулятором уровня позволит кредитующим их банкам не повышать коэффициенты риска по выданным ссудам при использовании полученных средств на цели, сопряженные, по мнению ЦБ, с высоким риском их невозврата. Напомним, с октября статус высокорискованных получат, в частности, кредиты, направленные заемщиками на предоставление займов третьим лицам, на погашение долгов самого заемщика перед третьими лицами, на покупку ценных бумаг, на вложения в уставные капиталы других компаний, на приобретение недвижимости. Коэффициент риска по кредитам, использованным на указанные цели заемщиками, не имеющими рейтингов необходимого уровня, банки с 1 октября должны будут поднять с 1 до 1,5, что окажет серьезное давление на достаточность их капитала, сузив возможности по наращиванию кредитования.
Впрочем, как показал опрос рейтинговых агентств и банков, возможность использовать национальных рейтингов заемщиков для снижения рискованности ссуд существенно ситуацию банкам не облегчит. «Российские рейтинги имеет, конечно, больше компаний, чем международные, однако и их число не превышает 100 предприятий»,— говорит заместитель гендиректора «Эксперт РА» Павел Самиев. При этом из компаний, имеющих национальные рейтинги, предприятий, обладающих рейтингами требуемого ЦБ уровня, еще меньше. «Из числа наших клиентов-предприятий примерно половина имеют рейтинги не ниже минимально допустимых»,— уточняет господин Самиев. В НРА долю клиентов-нефинансовых компаний, имеющих рейтинг не ниже требуемого ЦБ, оценили в 53%. У агентства «Рус-Рейтинг» все компании имеют требуемый ЦБ рейтинг, но их всего несколько. Из 11 компаний, рейтингующихся в AK&M, критериям ЦБ не удовлетворяют три. Среди клиентов «Мудис Интерфакс» компаний с высокими рейтингами — подавляющее большинство, но всего там рейтингуется порядка 40 предприятий.
В такой ситуации пока самым очевидным бенефициаром действий регулятора эксперты видят сами российские рейтинговые агентства. «Введение новых требований к расчету норматива достаточности капитала банков скажется на ставках, которые банки предлагают корпоративным заемщикам,— очевидно, что ставки для заемщиков без рейтингов будут выше, что, скорее всего, будет стимулировать предприятия получать рейтинги»,— говорит первый вице-президент Транскредитбанка Алексей Крохин. При этом известно, что российские рейтинги получить проще, чем международные, и стоят они дешевле. «Мы ожидаем увеличения числа обращений за нашими услугами аналогично тому, как это происходило в 2008 году, когда ЦБ разрешил банкам, имеющим рейтинги национальных агентств, получать беззалоговые кредиты,— говорит старший аналитик агентства «Рус-Рейтинг» Елена Николаенко.— Тогда за два месяца к нам обратилось около 200 банков, прежде не являющихся нашими клиентами».
Впрочем, как показал опыт использования рейтингов при беззалоговом кредитовании, надежности заемщика наличие рейтингов не гарантирует. Так, все три банка, не вернувшие ЦБ беззалоговые кредиты и впоследствии обанкротившиеся, имели рейтинги необходимого уровня, однако от многомиллиардных невозвратов Банк России это не спасло.
В ЦБ, впрочем, и не рассчитывают на то, что наличие рейтинга у заемщика будет гарантировать его кредитоспособность и, соответственно, существенно снижать рискованность выданной ему ссуды. «Мы рассматриваем этот инструмент лишь как подтверждение наличия у компании бизнеса в принципе, это не гарантирует возвратность ссуды, но повышает шансы того, что она будет выдана компании, ведущей реальную деятельность, а не фирме-однодневке»,— пояснили в Банке России. Таким образом, рейтинги заемщиков для регулятора — скорее, инструмент страховки от криминального вывода активов из банков, указывают в ЦБ. «Если бы такая норма действовала ранее, тому же Межпромбанку, возможно, не удалось бы вывести такое количество активов через подставные компании»,— рассуждает собеседник «Ъ». Напомним, Межпромбанк остался должен кредиторам около 80 млрд руб., шансы на возврат эти средств оцениваются как минимальные.
При этом попытка ЦБ принудительно застраховать банковские риски рейтингами заемщиков может существенно ограничить доступ к кредитным ресурсам компаниям малого бизнеса. «Для многих из них покупка такого рейтинга будет вообще невозможна»,— предупреждает директор департамента банковского консультирования консалтинговой группы «НЭО Центр» Евгений Трусов.
Какие рейтинги разрешит ЦБ
Согласно материалам к совету директоров Банка России, минимально возможные уровни рейтингов кредитоспособности банковских заемщиков для классификации ссуд в менее рискованную категорию таковы: не ниже уровня BB от агентства «Рус-Рейтинг», А — от «Эксперт РА», Национального рейтингового агентства (НРА) и агентства AK&M и Baa1.ru — от «Мудис Интерфакс». Минимально возможные уровни рейтингов от международных агентств были установлены еще в апреле, однако число компаний, имеющих такие рейтинги, незначительно.
Светлана ДЕМЕНТЬЕВА, Дарья ЮРИЩЕВА