Крупный российский бизнес был похож на воздушный шарик: из него сначала выпустили воздух, а потом снова надули, пишут авторы рейтинга 400 крупнейших компаний страны по объему выручки. Кризис 2009 г. стоил корпорациям почти 25% выручки (в долларовом выражении), по итогам 2010 г. она выросла на 25,5%, всего 2% не дотянув до докризисного максимума в $1,14 трлн. Номинальный рост выручки в рублях составил 20,2% — меньше, чем в два докризисных года (25%).
Осталась прежней и «форма шарика»: кризисный шок не изменил отраслевую структуру бизнес-гигантов (см. инфографику).
В лидерах по-прежнему сырьевая промышленность. Главными двигателями экономики остались цены на сырье, а также оживившееся потребление. По итогам 2011 г. заметных структурных изменений в топ-400 тоже не произойдет, но
Зато через 10 лет расклад будет совсем другой, прогнозируют авторы рейтинга.
С 1995 г., когда начал составляться рейтинг, выручка 400 крупнейших компаний определялась прежде всего ценами на нефть. Но они вряд ли будут расти прежними темпами: доходы нефтяного сектора за следующие 10 лет увеличатся максимум в 1,5 раза. Показатели топ-400 вырастут заметно больше — в 2,3 раза до $2,5 трлн (за 2003—2010 гг. — четырехкратный рост), и доля сырьевых компаний в совокупной выручке снизится с нынешних 30 до 20%.
Количество перейдет в качество, уверен Кабалинский: центр роста сместится из ТЭКа в другие секторы.
Максимальный потенциал, по его мнению, у финансового сектора: «Мы закладываемся на пятикратный рост». За последние пять лет он вырос втрое, но все еще не стал сектором, способным финансировать экономику: потенциал развития большой, объясняет он. Доля финансовой отрасли в совокупной выручке крупнейших компаний к 2020 г. вырастет более чем вдвое — до 18%, почти сравнявшись с нефтянкой. И лидером рейтинга-2020 будет уже не «Газпром», а банк, говорит Кабалинский.
«И мы знаем какой», — улыбается эксперт ЦМАКП Олег Солнцев: по размеру активов Сбербанк втрое опережает ближайшего конкурента — ВТБ.
Сбербанк — если, конечно, его не раздробят — сохранит лидерство, уверен Солнцев. А дробить вряд ли будут: по кусочкам он менее ценен, да и иметь контролируемый банк, куда можно «эвакуировать» население в случае какого-то шока, всегда полезно.
Финансовый сектор будет развиваться за счет двух источников, считают авторы рейтинга. Во-первых, развитие формата «финансовых супермаркетов», который пока полностью не реализован ни одним из банков. Второе — помощь государства. Вступление в силу законодательства о секьюритизации позволит банкам развивать долгосрочное кредитование. Кроме того, финансирование институтов развития будет проходить через банки, позволив им наращивать процентный доход.
Развитие супермаркетов — действительно дорога для развития, согласен Солнцев, но в остальном оптимизма по поводу роста финансового сектора не разделяет: «Наоборот, он замедлится». Последние 10 лет быстро росли сбережения населения за счет резкого в сравнении с 1990-ми гг. замедления инфляции — разница между инфляцией 2000-х и 2010-х уже не будет столь большой. Период увлечения дешевыми внешними займами и заниженным представлением о рисках тоже позади — мир входит в долгосрочный тренд повышения ставок, дефицита сбережений после их избытка и переоценки рисков. Активы — кредитование и физлиц, и реального сектора — тоже замедлят рост, продолжает Солнцев.
«Думаю, что рейтинг-2020 останется таким же, лидером будет «Газпром» — это не только крупнейшая компания России, но и монопольный производитель», — резюмирует Солнцев. Представители «Газпрома» от комментариев отказались. Связаться со Сбербанком вчера не удалось.
Второй сегмент, которому «Эксперт» прочит бурный рост, — машиностроение: его выручка вырастет вчетверо, а доля в рейтинге — в 1,8 раза до 10%. Рост обеспечат автопром и производство автокомпонентов, авиапром, а также железнодорожное машиностроение.
Инвестиционный спрос в транспортной отрасли стал одним из главных драйверов посткризисного восстановления, замечают исследователи: благодаря разморозке инвестпрограмм РЖД выручка «Трансмашхолдинга» выросла на 15%, «Уралвагонзавода» — на 52%, «Алтайвагона» — в 1,9 раза. По итогам 2011 г. номинальный рост капвложений по экономике в целом составит 30—40% (в 2010 г. — 15%), ожидает Кабалинский: инвестиционный спрос останется драйвером экономического роста все ближайшие годы.
Потенциал машиностроения очень высок, согласен председатель совета директоров группы «Каскол» Сергей Недорослев: «Рост будет бурным в течение 10—15 лет». Удовлетворять высокий спрос, по его мнению, все в большей степени будут средние и малые предприятия: на Западе они производят 80% продукции машиностроения, в России — 20%, их роль будет расти. Кроме того, правительство сделало развитие машиностроения приоритетом и одних этих заявлений стало достаточно, чтобы изменилось отношение к отрасли, в том числе со стороны банков, утверждает Недорослев.
Другой фактор роста — тотальное обновление менеджмента, говорит Недорослев: на смену грамотным инженерам приходят грамотные экономисты. Когда будет исчерпан потенциал роста за счет улучшения управления, развитие потребует нового качества, например за счет инноваций.
Еще один будущий лидер — АПК: выручка его представителей в рейтинге вырастет в 10 раз. Это произойдет не столько благодаря росту мирового спроса на продовольствие, сколько по причине консолидации сильно раздробленного сектора. «Не АПК, а крупный бизнес АПК вырастет в 10 раз», — поясняет Кабалинский.
Ольга КУВШИНОВА, Филипп СТЕРКИН