На низкий оборот свопов «кредит-дефолт» обращает внимание и Федеральный резервный банк (ФРБ) Нью-Йорка, который проанализировал данные по свопам на долг отдельных компаний и по корзинам свопов. «По большинству свопов на корпоративный долг было менее одной сделки в день, по наиболее торгуемым оборот составлял 20 сделок в день», — констатирует ФРБ Нью-Йорка.
Сделки с такими деривативами немногочисленны и разрозненны, а котировки, которые распространяются на рынке, часто не основаны на реальных сделках. «Рынок полностью не осознает, что торги ограничены, а ликвидности мало, и ссылки на спрэды по свопам «кредит-дефолт» сейчас приводятся столь же часто, как и на Dow Jones», — говорит профессор Университета Южной Каролины Хун Янь. «Потенциально это может представлять опасность на очень волатильном и изменчивом рынке, поскольку спрэды по свопам используются чаще и становятся более распространенными», — полагает он.
Перед открытием торгов 23 августа стоимость страховки долга Bank of America (BofA) взлетела до рекордного уровня. «Ситуация сегодня утром хуже некуда», — написал в электронном оповещении в ответ на этот скачок трейдер Nomura Securities. Это не значит, что объем рынка свопов ничтожен. Объем долга BofA, на который выпущены свопы, на 23 сентября составлял $5,8 млрд (данные Depository Trust).
Традиционно такие контракты использовались банками, чтобы снизить риски, а хедж-фондами и другими инвесторами — для игры на рыночных трендах. Но с начала финансового кризиса 2008 г. они превратились в инструменты, оценивающие уровень стресса на рынке.
WSJ анализировала данные Depositary Trust & Clearing — крупнейшего хранилища данных, которое получает информацию по торгам свопами от инвестбанков. Эти данные показывают, что даже по самым популярным свопам, как, например, на долг BofA, сделок гораздо меньше, чем по акциям, а часто и облигациям. Инвестбанки часто ориентируются на цену свопов как на показатель здоровья крупных финансовых компаний. «В целом рынок свопов не похож на фондовый, где скорость торгов высокая», — говорит профессор финансов Стэнфордского университета Даррелл Даффи.
CDS котируются банками, говорит аналитик «ВТБ капитала» Николай Подгузов, и если банк котирует риск какого-то другого эмитента, будь то корпоративный заемщик или финансовый институт, он к риску эмитента добавляет свой риск. Банки с рейтингом ниже А (даже ВТБ или Сбербанк) не котируют CDS, потому что рейтинг слишком низкий и составляющая риска котирующего института очень высока, отмечает Подгузов. Но в последние полтора месяца, по его словам,
Кэррик МОЛЛЕНКАМП, Серена НЭГ