Российский рынок факторинга в 2011 году, как и другие финансовые рынки, вышел из режима торможения. Экономический кризис «сжал» его в
Кроме того, недавняя рыночная депрессия удерживала основных игроков рынка факторинга на столичных территориях, приостановив их в реализации намерения освоить региональные площадки. Сейчас же рынок расширяется: потенциал столиц исчерпан и «факторы» идут в регионы. Стоит подчеркнуть, что территориальная экспансия — основной тренд развития рынка факторинга в 2011 году.
Игроки
Кризис сильно перетасовал колоду основных игроков рынка. Альфа-Банк разделяет второе место с «ВТБ Факторинг», из топа лидеров эвакуировался «ТрансКредитФакторинг», зато банк «Петрокоммерц» закрепил за собой 8%, подвинув многих конкурентов. В Сибири правит бал тот же пул российских лидеров. В авангарде — филиалы и представительства федеральных банков: Промсвязьбанка, Альфа-Банка, Национальной факторинговой компании (НФК), банка «Петрокоммерц». За последний год свои позиции в регионе усилили «ВТБ Факторинг», Московский кредитный банк и ФК «Лайф». Традиционно хорошие обороты демонстрируют ЮниКредит Банк и Газпромбанк.
Из местных игроков можно выделить новосибирский банк «Акцепт», красноярский Стромкомбанк и барнаульский Сибсоцбанк. Особняком на карте факторинга Сибирского федерального округа (СФО) стоят БайкалБанк из Улан-Удэ, предлагающий торговым компаниям симбиоз факторинга и эквайринга, и компания «Фактор Плюс», созданная в прошлом году алтайским торговым холдингом «Аникс» для финансирования поставщиков собственных магазинов («Аникс», «Корзинка»). Подобная структура — достаточно редкое явление на рынке. Эти две компании занимаются, так сказать, нетрадиционным факторингом.
В первом полугодии 2011 года динамика развития рынка факторинга в СФО соответствовала общей тенденции роста. Оборот факторинговых операций превысил 13,8 млрд рублей (для сравнения — за весь прошлый год он составил 15,5 млрд рублей). По прогнозам аналитиков, по итогам 2011 года рынок факторинга СФО может удвоиться и превысить 30 млрд рублей. Однако несмотря на рост оборота, число компаний, использующих факторинг, в Сибири увеличивается медленно. В I полугодии 2010 года их было 180, за аналогичный период текущего года услугой воспользовались 260. До конца года их станет 300. Подобная инерция уже пару лет удерживает сибирский рынок в определенных рамках. Сегодня доля рынка СФО все также, как и в 2010 году, составляет всего 4% от всероссийского, или около 14 млрд рублей. До кризиса, в 2007 году, было 8%, или около 28 млрд рублей.
Почему же столь удобный и эффективный финансовый инструмент не используется в Сибири в массовом порядке? Дело в том, что до сих пор региональный рынок факторинга рос в основном за счет операций купли-продажи. По оценкам Ассоциации факторинговых компаний (АФК), на долю торговли в СФО приходится свыше 75% оборота факторинга. Актуальной фокус-группой сибирского факторинга по-прежнему остаются производители и торговые компании в сегменте товаров FMCG: продукты питания, алкогольные напитки, бытовая химия, а также одежда и обувь, бытовая техника и электроника, товары DIY. А основной спрос на факторинг формируют малые и средние торговые компании (торговые дома местных производителей, оптовики, дистрибуторы импортных товаров повседневного спроса). Но торговля, сколь бы масштабной и продвинутой она ни была, не способна вытянуть на себе региональный рынок факторинга и придать ему качественное ускорение. Необходимо подключение к этой услуге промышленности. Реальный же сектор пока факторинг лишь пробует на вкус, не двигаясь дальше осторожных экспериментов.
Тем не менее региональная структура оборота российского рынка факторинга указывает на развитие экспансии «факторов» в Сибири и на Урале. «В Москве ценовая конкуренция достигла апогея, один клиент обслуживается по факторингу в двух-трех банках одновременно, поэтому «факторы» активно занялись регионами. В 2011 году Урал стал расти на рынке факторинга за счет металлургических компаний. За последние полгода оборот этого региона резко вырос. В СФО экономика сильно диверсифицирована, поэтому рост идет неравномерно», — комментирует ситуацию исполнительный директор АФК Дмитрий Шевченко. Эксперты прогнозируют, что уже в скором будущем оборот сибирского рынка увеличится за счет промышленного и добычного потенциала Красноярского края и Иркутской области. Ставки делаются на ОК «Русал», который планирует перевести поставщиков своих алюминиевых заводов на факторинговые схемы, а также на нефтегазовый комплекс — «Роснефть» и ТНК-ВР. Прогнозы основаны на том, что уже с начала 2011 года за факторингом стали обращаться предприятия промышленности, например, деревообрабатывающие, энергетические и агропромышленные. Именно на этот сегмент, на крупные и средние предприятия, и нацелены федералы.
Конкуренция
Несмотря на то что «факторы» декларируют выход в регионы в качестве одного из основных векторов своего развития, уровень конкуренции внутри СФО пока остается низким. Аналитики считают, что давление должны испытывать лишь локальные игроки — банки и компании, использующие дорогое фондирование и неготовые конкурировать с «федералами» по ставкам комиссий за финансирование. Плацдармом для конфликта интересов местных и федеральных компаний становится сектор малого и среднего бизнеса (МСБ). Сегодня он привлекает местных «факторов» своим динамизмом.
С учетом ограниченного количества клиентов-«флагманов» в регионе федеральные игроки тоже сегодня намерены развивать факторинговые операции именно в сегменте МСБ. Им удастся освоить рынок за
По большому счету для значительной части местного бизнеса факторинг является привлекательным, но дорогим и экзотическим продуктом. Возможно, именно поэтому местные «факторы» угрозы от расширения федералов пока не видят. «Конкуренция в основном существует между «факторами» при банках, так как они ориентированы на крупных клиентов. Наша компания специализируется на экспресс-факторинге для предприятий и компаний малого и среднего бизнеса. Поэтому мы считаем, что в этом сегменте у нас конкуренты отсутствуют. Местных же игроков на рынке практически нет, кроме факторинга банка «Акцепт». Но у них своя ниша клиентов, которые не интересны крупным игрокам», — считает руководитель ФК «Лайф» Олег Каширцев. Стоит также добавить, что в регионе еще не выстроена безупречная система электронного документооборота, необходимая для факторинговых операций, требующих безналичную форму оплаты и определенный уровень платежеспособности покупателей-дебиторов. Региональные же торговые схемы особой прозрачностью не отличаются.
Подтверждением того, что рынок факторинга в Сибири находится на начальной стадии развития, является использование в прежнем объеме на протяжении нескольких лет факторинга с правом регресса, который представляет собой достаточно экстремальный вариант финансирования: если дебитор откажется от выплаты задолженности, «фактор» вправе потребовать от клиента возврата суммы выплаченного финансирования с учетом факторинговой комиссии. Несмотря на то что в структуре продуктового ряда российского факторинга началось движение, доля основного продукта — факторинга с правом регресса — несколько снизилась, доля факторинга без права регресса выросла до 24% — эти изменения касаются только столичных регионов. Тем не менее объем факторинга без права регресса является индикатором качества организации бизнес-процессов. Высокая доля этого продукта в портфеле компании декларирует готовность «фактора» принимать на себя кредитный риск дебиторов, «не прикрываясь регрессом к клиенту».
Перспективы
Сегодня компании (среди прочих мер) стараются не наступать на старые грабли демпинга, поэтому не прибегают к значительным снижениям тарифов. Тем не менее ставки по факторинговым операциям сегодня достаточно привлекательные, они снизились до уровней, близких к существовавшим в период докризисного бума, то есть до 18—25% годовых. Для сравнения — в 2007 году ставки для крупных клиентов (финансирование и комиссионные) составляли 14—18%, для мелких и средних компаний — 15—25%. В кризис ставки выросли до 25—30%.
Вместе с тем федеральные игроки в СФО далеко не всегда предоставляют возможность клиентам использовать «московские» ставки комиссии за финансирование, а комиссия за факторинговое обслуживание, в которую входит среди прочего коэффициент оценки риска операции, в регионах традиционно выше, чем в столицах. Поэтому акцент в стимулировании спроса опять же делается не на снижение цен, а на лоббирование качественного пакета услуги. Поставив табу на демпинг, «факторы» и дальше будут развивать продуктовую линейку, выстраивая прозрачные схемы факторинговых операций. Но столь масштабного спроса на продукт, как в столицах, им удастся добиться совсем не скоро.
Перспективным каналом в регионе может также стать международный факторинг, к примеру, при финансировании сделок между российской и китайской сторонами. Причем в сегментах любой весовой категории — от торговли нефтью, газом и электроэнергией до сбыта товаров народного потребления. В настоящее время этот канал практически не используется. Потенциал международного факторинга, по оценкам экспертов, сегодня под силу реализовать лишь Промсвязьбанку, имеющему представительство в Китае, и банку НФК, активно работающему по двухфакторной модели в рамках International Factoring Group и Factors Chain International (международные сети, связывающие «факторов» из разных стран). Остальных игроков пока сдерживают нормы валютного законодательства РФ и сложности в схеме уплаты и возврата НДС. «Сегодня практически все международные сделки сибирских филиалов «факторов» проходят под контролем Москвы. А если учесть, что размер лимитов филиалов ограничен, а специалистов по международному факторингу в них практически нет, возникает достаточно крепкая «стена», не дающая реализовать потенциал этого вида факторинга в регионе. Кроме того, добавляют проблем и сами торговые отношения, которые далеко не всегда осуществляются контрагентами «в белую». Поэтому разрушить эту «стену», помимо решения вопроса законодательного регулирования международных факторинговых операций, способны лишь сами «факторы» и их клиенты в СФО: первым следует инвестировать в обучение профильных специалистов в регионе и увеличивать лимиты на филиалы, а вторым — повышать прозрачность взаимоотношений с китайскими контрагентами», — считает Дмитрий Шевченко.
Подтверждением того, что развитие международного канала возможно на региональном уровне, является усиление общероссийских тенденций роста объемов международного факторинга по результатам первого полугодия текущего года. Так, объем операций в этом секторе за 6 месяцев 2011 года уже превысил весь объем аналогичных сделок за 2010 год на 20,4%. Такой неэластичный рост объемов международного факторинга обусловлен существенным увеличением доли импортных операций до уровня в 65% в общем объеме, который в предыдущие периоды не превышал 30—35%. «Доля региональных сделок в сегменте международного факторинга в ближайшей перспективе значительно вырастет. Так, в СФО по итогам 2012 года будет отмечен рост объема сделок международного факторинга до уровня в 321,5 миллиона рублей, в том числе объем импортного составит 53,4 миллиона, объем экспортного — 268,1 миллиона», — прогнозирует начальник отдела зарубежных инвестиций ИФК «Солид» Владимир Свинаренко.
В целом же по прогнозам АФК, оборот рынка факторинга в 2011 году в РФ может достичь 700 млрд рублей, то есть увеличится на 45% по сравнению с 2010 годом. Подобный рост эксперты связывают с осознанием клиентами разницы между факторингом и кредитом в пользу факторинга. «В долгосрочном периоде вероятно сохранение позитивной динамики оборота рынка, порядка 3—8 процентов в год в реальном выражении, но в рамках тенденции кредитования банковского сектора и динамики роста ВВП страны в целом», — уверен главный экономист УК «ФИНАМ Менеджмент» Александр Осин.
Факторинг — финансовый продукт, уже давно действующий на международных рынках, в России появился сравнительно недавно, в 1996 году. Этот инструмент позволяет осуществить торговую операцию между поставщиком товара (кредитором) и покупателем (дебитором) посредством финансового участия факторинговой компании. «Фактор», он же факторинговая компания или банк, кредитует поставщиков, выкупая краткосрочную дебиторскую задолженность, как правило, не превышающую 180 дней.
Схема факторинга содержит четыре основных этапа или услуги. Первая услуга факторинговых компаний и банков заключается в финансировании поставщиков товаров и услуг. Для этого «фактор», с которым поставщик заключает договор о факторинговом обслуживании, берет на себя обязательство всякий раз, когда поставщик предоставляет товарный кредит покупателю, выплачивать ему большую часть стоимости поставки. Факторинговый договор заключается на неопределенный срок. Поставщик, отгрузив товар и предоставив в банк отгрузочные документы, незамедлительно получает финансирование в размере от 50 до 95% от суммы поставки. Оставшуюся сумму за вычетом комиссионного вознаграждения банк перечисляет на счет поставщика после того, как дебитор расплатится за товар.
Второй вид услуг — это предоставление «фактором» информационного обеспечения деятельности поставщика, ведение учета состояния его дебиторской задолженности.
Третий вид — хеджирование (страхование) рисков поставщика. Заключая договор факторинга, компании получают возможность исключить риски, связанные с поставкой товаров в кредит: несвоевременной или неполной оплаты поставок покупателями, обесценения стоимости отгруженных товаров за счет инфляции и девальвации рубля.
Наконец, четвертый вид услуг — это административное управление дебиторской задолженностью, включающее контроль своевременности оплаты поставок, работу с дебиторами, организацию для поставщика кредитного менеджмента, в том числе установление лимитов на каждого из его покупателей. Благодаря договору факторинга поставщик может сразу получить от «фактора» плату за отгруженный товар, что позволяет ему не дожидаться оплаты от покупателя и планировать свои финансовые потоки. При этом покупатель, заключая договор факторинга, получает возможность вернуть долг через более длительный срок по сравнению с коммерческим кредитом (в отдельных случаях долг пролонгируется под дополнительные обязательства).
Ульяна ОЛЬХОВСКАЯ
Инфографику к статье можно посмотреть на сайте источника.