Центральный банк не должен заниматься поддержанием курса рубля, его задача — бороться с инфляцией, а не корректировать ситуацию на валютном рынке.
В нынешних колебаниях курса российского рубля нет ничего неожиданного. Рубль по определению нестабильная валюта. На его курс влияют два основных фактора — цены на нефть и отток капитала. Цены на нефть — очень изменчивый показатель. С одной стороны, чем хуже себя чувствует мировая экономика, тем ниже стоимость сырья. С другой стороны, в мире все меньше устойчивых валют (есть проблемы и у евро, и у доллара), поэтому биржевые спекулянты вкладывают средства в сырьевые товары, что способствует повышению нефтяных котировок. Кроме того, есть целый ряд факторов, связанных с нестабильностью на Ближнем Востоке, с изменениями, которые происходят в ядерной энергетике, и т. д. В общем, цены на нефть очень непредсказуемы — они могут как расти, так и падать.
Отток капитала так же труднопредсказуем, как и цены на нефть. Интенсивный вывоз денег из России начался еще в сентябре 2010 года. Причины — неопределенность по поводу налоговой политики и того, кто станет следующим главой государства. Сейчас неопределенность поддерживается тем, что непонятно, каким будет новое правительство и новый курс Путина и Медведева. Эта неуверенность в будущем заставляет инвесторов продавать активы, покупать валюту и выводить деньги за рубеж. В целом отток капитала показывает, что Россия не является привлекательной страной для инвестиций. И это очень неприятный диагноз. Ведь у нас есть куда вкладывать деньги, есть что строить, есть что развивать. Но инвестиционный климат настолько плохой, что инвесторы предпочитают другие страны, например, США и Евросоюз, несмотря на наличие там немалого количества проблем. У бизнесмена или инвестора всегда есть выбор между доходами и рисками. В нашей стране риски сегодня перевешивают доходы, поэтому деньги и утекают за рубеж.
Надежд на то, что в ближайшее время рубль начнет укрепляться, немного. Мировая экономика находится не в лучшем состоянии, цены на нефть немного снизились, а фактор внутренней политической неопределенности никуда не делся. Инвесторы продолжают нервничать, а потому отток капитала вряд ли прекратится в ближайшее время.
При этом я считаю, что Центральный банк не должен в нынешней (как, впрочем, и в любой другой) ситуации заниматься поддержанием курса рубля. Надо сказать, что последние два года Центральный банк вел себя абсолютно правильно: сглаживал колебания обменного курса, но не старался изменить среднее значение курса. Надеюсь, не будет вмешиваться и сейчас. Задача ЦБ — бороться с инфляцией, а не корректировать ситуацию на валютном рынке. Россия сегодня может наконец-то выполнить обещание по удержанию инфляции в рамках 7—7,5% по итогам 2011 года.
Центральный банк сегодня имеет все инструменты, чтобы справиться с инфляцией, несмотря на снижение обменного курса и вероятность удорожания импортных товаров. В этом смысле весьма показателен пример Австралии. Австралия, так же, как и Россия, крупный экспортер сырья, и курс ее валюты также весьма изменчив. В 2008 году, когда цены на сырье упали, австралийский доллар за считанные месяцы рухнул почти в два раза. При этом инфляция осталась на прежнем уровне — в районе 3% в год. Для этого денежные власти страны использовали набор инструментов денежной политики — процентные ставки, резервные требования и т. д.
И у нас вполне можно вести такую политику. Многие люди уверены, что в России есть какая-то своя инфляция, и экономические законы у нас не работают. Это не так. Центральный банк России вполне в состоянии постепенно снизить инфляцию. В российском ЦБ работают весьма квалифицированные специалисты, и у них есть вполне эффективные инструменты денежной политики.
Прогнозировать сегодня динамику колебания курса рубля практически невозможно. Вопрос цен на нефть будет ключевым. Пока Владимир Путин дружит с провидением, и ему до сих пор везло — когда было нужно, нефть дорожала. Насколько хватит этого запаса удачи, неизвестно.
Бояться дальнейшего снижения курса рубля не стоит, никакой катастрофы не произойдет. Можно вспомнить 1998 год, когда курс упал в несколько раз, но это только поспособствовало укреплению конкурентоспособности российских предприятий.
Сергей ГУРИЕВ
Автор — ректор Российской экономической школы