Вчерашний день стал провальным для российского фондового рынка — к ставшему уже привычным негативному новостному фону Европы и падению европейских индикаторов добавился провал цены на нефть ниже $100 за баррель, впервые за полтора месяца. В результате российские фондовые индексы потеряли за день 5,2—5,7%. О том, что инвесторы избавляются от российских активов успешно и довольно давно, свидетельствуют и свежие данные ЦБ, который вчера сообщил, что отток капитала на 1 октября составил почти $50 млрд при годовом прогнозе $36 млрд.
Два главных фактора, которые определяют динамику российского фондового рынка,— ориентация на западные площадки и зависимость от нефтяных котировок — вчера сыграли против него. Европейские индексы, отыгрывая обострение долговых проблем Греции, вчера потеряли 2,4—2,8%, американские к 20:00 мск — 0,7—1,3%. Выступления главы европейского ЦБ Жан-Клода Трише и главы ФРС Бена Бернанке, прозвучавшие вчера с разницей в час, не успокоили инвесторов. Господин Трише заявил о том, что уже завтра может повысить предложение экстренных кредитов в целях урегулирования ситуации в банковской системе еврозоны, из чего следовало, что давление на европейские финансы усиливается. Господин Бернанке, в свою очередь, «не видит сигналов к улучшению ситуации на рынке труда». Он также не преминул упомянуть готовность ФРС к дополнительным мерам. В результате американские индексы продолжили снижаться. Проблема вышла за границы финансового рынка и частного капитала, риски связаны уже с уровнем доверия на межгосударственном уровне, отмечает аналитик Альфа-банка Ангелика Генкель.
Цены на нефть пошли вниз. Вчера котировки Urals на спот-рынке впервые с 9 августа опустились ниже уровня $100 за баррель. В ходе торгов, по данным Reuters, котировки опускались до $99,6 за баррель. Как отмечает гендиректор «Церих Кэпитал Менеджмент» Александр Щеглов, хотя потребление нефти не снизилось, у спекулянтов к опасениям стагнации США и зоны евро добавились еще и прогнозы замедления китайской экономики, поэтому цены на нефть продолжают снижаться. В результате российский фондовый рынок вчера провалился глубже и европейского, и американского. Индекс РТС вчера потерял 5,2%, откатившись к отметке 1224,92 пункта, индекс ММВБ упал на 5,7%, остановившись на отметке 1267,77 пункта. С начала августа, то есть со времени обострения на мировых фондовых рынках, российский индексы также потеряли больше других индексов (см. график на стр. 10).
От уровня нефтяных котировок зависит не только динамика фондового рынка, но и федеральный бюджет. Падение цен на нефть ниже $100 за баррель пока не ставит под вопрос исполнимость текущего закона о бюджете на 2011 год. Напомним, после первых поправок к нему весной 2011 года предполагалось, что при среднегодовой цене нефти $105 за баррель бюджетный дефицит составит 1,3% ВВП. При этом в первые восемь месяцев 2011 года средняя цена Brent составила порядка $109 за баррель — это позволяло бы исполнить действующий бюджет, если бы в сентябре-декабре 2011 года средняя цена нефти составляла бы не менее $98 за баррель.
Впрочем, в Госдуму в начале октября уже внесены очередные поправки к бюджету на 2011 год (см. «Ъ» от 3 октября), в которых незначительно повышены валовые расходы федерального бюджета и существенно — до 0,1% ВВП — снижен прогноз бюджетного дефицита. Сентябрьское снижение цен на нефть вряд ли могло заставить Минфин отозвать поправки: средняя цена нефти все равно оставалась на уровне $105 за баррель, исходя из которой весной 2011 года и рассчитана текущая бюджетная конструкция. Формально «уложиться» в новую версию бюджета и закончить год с нулевым дефицитом Минфин и правительство смогут при средней цене нефти в четвертом квартале 2011 года $94—95 за баррель, то есть при равномерном падении цены на нефть с $100 в начале октября до $90 к концу декабря 2011 года.
На деле же контракты на продажу нефти превращаются в доходы бюджета с временным лагом в месяц-полтора. Таким образом, бездефицитным бюджет-2011 будет, скорее всего, и при плавном снижении цен на нефть до $80—85 за баррель в декабре 2011 года.
Впрочем, такое развитие событий, не угрожая успешному завершению 2011 года, сделает к весне 2012 года совершенно неизбежным резкое и весьма болезненное сокращение расходов бюджета как минимум на 2012 год. В этом случае альтернативы в виде резкого роста внутренних заимствований с планируемого уровня в 1 трлн руб. в год у правительства Дмитрия Медведева, скорее всего, уже не будет — устойчивое снижение нефтяных цен до $80—90, хотя и будет смягчено для бюджета новым ослаблением российского рубля, наверняка будет сопровождаться и ухудшением ситуации в финансовой сфере, и удорожанием стоимости заимствований.
Напряженность ситуации с ликвидностью участники российского рынка успели почувствовать и при высоких ценах на нефть (см. справку и материал на стр. 1 и 10). И эта ситуация также является отражением глобальных проблем в финансовой сфере.
Как отмечает руководитель аналитического управления ФК «Уралсиб» Александр Головцов, «инвесторы видят признаки системного кризиса уже в банковском секторе США, они с опасением ждут повторения ситуации с Lehman Brothers». В частности, котировки кредитных дефолтных свопов (CDS, показывающие вероятность наступления дефолта по обязательствам) Morgan Stanley уже зашкалили за 700 пунктов, у CDS Bank of America составляют свыше 500 пунктов, существенно превышая котировки CDS Испании и Италии. «На европейском рынке банки уже давно существенно сократили кредитные линии друг на друга, замерло и необеспеченное кредитование»,— указывает Александр Головцов.
При этом участники рынка не ждут перелома тенденции в ближайшие месяцы. Выделение нового транша Греции затягивается, как отмечает партнер UFG Wealth Management Оксана Кучура, велика вероятность, что решение отложат до заседания министров финансов ЕС 7—8 ноября. Как отмечает директор департамента управления активами УК «Альфа-Капитал» Виктор Барк, «надежды на новые меры, предусматривающие массированное вливание средств в экономику, будут чередоваться с разочарованиями, связанными с новыми данными о состоянии финансов проблемных стран еврозоны, нарастанием проблем в банковской системе». С другой стороны, есть предпосылки к дальнейшему снижению цен на нефть, считают эксперты. По оценкам аналитиков Morgan Stanley, средняя стоимость нефти Brent в 2012 году составит $100 за баррель. К концу 2011 года Brent подешевеет до $100, в первом полугодии 2012 года — до $85, а затем поднимется до $110 за баррель, предсказывает банк. Как считает господин Щеглов, если цены на нефть продолжат падение, кризис из фондового рынка перейдет в реальную экономику.
При этом вечером 4 октября ЦБ опубликовал данные платежного баланса за третий квартал, которые уже сегодня сами по себе могут поддержать обвал российского рынка и дополнительно ослабить рубль. Согласно данным ЦБ, отток капитала за третий квартал составил $18,7 млрд. Это шокирующая цифра: последний прогноз ЦБ по оттоку капитала за год составил $36 млрд, тогда как к началу октября по факту утекло уже почти $50 млрд. Около $13 млрд — отток второй половины сентября 2011 года. В свете сентябрьского оттока прогноз вывода капиталов из РФ в $60—65 млрд с менее значительным продолжением оттока в 2012 году уже не выглядит излишне пессимистичным.
Виталий ГАЙДАЕВ, Дмитрий БУТРИН, Петр РУДЕНКО