Коррупция среди сотрудников службы судебных приставов растет: только в этом году было заведено около 400 уголовных дел. В ФССП оправдываются — виноваты низкие оклады и возросшая нагрузка. Министр юстиции Александр Коновалов предложил приставам оставлять процент от изъятого у должников себе в качестве премий.
Неэффективная система торгов имуществом должников не позволяет взыскивать до 50 млрд руб. в год, признал на коллегии Минюста главный судебный пристав Артур Парфенчиков. За рубежом за счет продажи имущества должников, по его оценке, удается собирать 20—30% от общей суммы взысканий, в России же, «по самому оптимистическому прогнозу на этот год, мы сможем выйти лишь на 10%».
Изменить ситуацию позволят применение электронных торгов, а также реализация малоценного имущества самими приставами (сегодня все реализуется через структуры, подведомственные Минэкономразвития). При этом замминистра юстиции Александр Смирнов посетовал, что согласование с экономическим ведомством соответствующего законопроекта продолжается уже два года.
Повысить собираемость средств должна мера, стимулирующая должников к добровольному погашению задолженности. ФССП предлагает давать дисконт от суммы штрафов должникам, добровольно и оперативно оплатившим их. Подобная практика используется в европейских странах. Если гражданин оплачивает штраф в кратчайшие сроки — в одних странах в течение 72 ч, в других — в пределах одной недели, сумма штрафа может быть снижена в среднем на 50%.
«Речь идет только о штрафах в пользу государства, — разъяснили РБК daily в ФССП. — То есть штрафы за нарушение правил дорожного движения, другие наложенные судами и правоохранительными органами административные и уголовные штрафы. В случаях же когда одно лицо, физическое или юридическое, должно другому, мы, конечно, не вправе занижать сумму долга».
Пока это «всего лишь предложение», но оно уже «вызвало интерес у законодательного блока». «Взыскание административных штрафов в размере от 100 до 500 руб. приставами составляет около 6 млн производств, вполне возможно разработать более действенную систему принятия платежей от нарушителей», — поддерживает идею глава думского комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин.
Вторая проблема ФССП — коррупция. В первом полугодии этого года к уголовной ответственности были привлечены 247 судебных приставов, возбуждено 382 уголовных дела. Рост преступлений по коррупционным составам составил 16%, рассказал Александр Смирнов. Причин несколько, основная — возросшая нагрузка и очень низкая заработная плата.
Чтобы изменить динамику, главный пристав считает целесообразным премировать сотрудников ведомства частью денежных средств, взысканных у должников. «Мы бы не отказались от такого механизма мотивации», — ответил
«Такая система действовала раньше, у службы существовал официальный фонд, куда отчислялось до 10% от каждой взысканной суммы в качестве исполнительского сбора, но затем эти средства стали перечисляться в казну, — прокомментировал РБК daily гендиректор коллекторского агентства «Центр ЮСБ» Александр Федоров. — Видимо, после исчезновения этого фонда показатели ухудшились, и ФССП хочет вернуть его».
Приставы рассказали, что намерены активнее привлекать к принудительному исполнению решений судов коллекторские агентства, детективов и медиаторов. Правда, для этого сперва понадобится их деятельность закрепить законодательно. Соответствующие изменения, по словам
Иван ПЕТРОВ