Вчера решилась проблема возвращения денег КНДР, замороженных по указанию США в банке китайского Макао. Ключевую роль в этом сыграла Россия, согласившаяся приютить северокорейские миллионы. Почти два года спор Пхеньяна и Вашингтона о судьбе 25 млн долл., застрявших на счетах в банке «Дельта Эйша» в Макао, тормозил преодоление корейского ядерного кризиса.
Частично вопрос был решен в феврале на шестисторонних переговорах с участием двух Корей, США, Китая, России и Японии. Пхеньян обещал остановить свой единственный ядерный реактор в обмен на щедрую гуманитарную помощь и свободное использование счетов в Макао. Весной США разблокировали эти деньги, но проблема осталась: ни один иностранный банк не хотел иметь дело с «подозрительными» средствами. В ответ Пхеньян отказался опечатывать реактор. И вот наконец-то деньги покинули злополучный банк в Макао.
Секретарь департамента по экономике и финансам администрации Макао
«Есть несколько российских банков, в которых имеются счета КНДР. Все деньги банка Макао консолидируются на один счет. Собираются 25 млн долл., и все они переводятся на соответствующий счет в одном из российских банков на Дальнем Востоке», — сообщил вчера замглавы российского МИДа Александр Лосюков. Южнокорейские и японские СМИ полагают, что деньги получит расположенный в Хабаровске Далькомбанк, где якобы размещен счет северокорейского Внешторгбанка.
Судя по информации на сайте Далькомбанка, он был создан еще во времена СССР в 1989 году. Однако пресс-служба банка заявила, что в иностранных СМИ речь шла лишь об одном из коммерческих банков на Дальнем Востоке России, а не о «Далькомбанке». Руководитель банка Андрей Шляховой заявил, что «пока никакой подготовки к переводу денег не ведется».
Александр Лосюков сказал, что Россия получила от США «письменные гарантии, которые выводят наш банк
Еще в апреле северокорейцы могли вывезти свои деньги из Макао наличными. Но Пхеньян потребовал их перечисления через финансовый орган США, желая избавить свои миллионы от клейма «преступных денег». Собеседник «ВН» отмечает, что 25 млн долл. «даже для бедной Северной Кореи не деньги, но американские санкции похоронили для Пхеньяна возможность вести международную банковскую деятельность».
Теперь банки, готовые на риск и согласные работать с Пхеньяном, «увеличат зависимость Северной Кореи от своих стран» — в данном случае от России. Если бы средства перевели в китайский банк, рычаги влияния на КНДР оказались бы у Пекина, «но китайцы испугались, как и европейские банки».
Александр ЛОМАНОВ