Дойче Банк рассчитывает вложить «несколько миллиардов долларов» в инфраструктурные проекты, реализуемые в России с участием государства. Одним из этих проектов, по всей видимости, будет «Западный скоростной диаметр». При этом Дойче Банк планирует кредитовать эти проекты, осуществлять прямые инвестиции в капитал, а впоследствии начать выпуск «инфраструктурных облигаций».
О планах Дойче Банка рассказали журналистам первый заместитель председателя правления Дойче Банка Юрий Соловьев и глава управления недвижимости и частно-государственного партнерства Дойче Банка Виктор Макшанцев в ходе семинара «Частно-государственное партнерство», проходящего в Завидове Тверской области. По словам г-на Макшанцева, банк в настоящее время заинтересован «как минимум в пяти проектах». Среди них проект создания энергетической инфраструктуры, проект в области ЖКХ, транспортные проекты и другие. Назвать их г-н Макшанцев отказался, сославшись на то, что по ним пока достигнуты лишь предварительные договоренности.
Участие во всех пяти проектах Дойче Банка, по словам г-на Макшанцева, может быть различным. «Мы рассматриваем возможность как долгового финансирования, так и прямых инвестиций в капитал», — сказал он. В целом вложения, по его словам, составят «несколько миллиардов долларов». Ранее сообщалось, что общая сумма банковского финансирования для реализации инфраструктурных проектов до 2010 года может составить 5 млрд долл.
Одним из проектов Дойче Банка, по всей видимости, станет строительство «Западного скоростного диаметра» в Санкт-Петербурге. Роад-шоу этого проекта, организованное ЕБРР, было проведено в декабре прошлого года в Лондоне. Сейчас подведены итоги предварительного отбора компаний. В их число попали Alpine Mayreder Bau GmbH, FCC-Construccion S. A., Strabag AG, Bouygues Travaux Publics S. A., Hochtief PPP Solutions GmbH, ОАО «Мостотряд», Obrascon Huarte Lain, S.A., OHL Concesiones, S.L., «Трансстрой», Bechtel International Inc., «Энка Холдинг Б. В.» и другие.
Дойче Банк, по словам г-на Макшанцева, уже выступает финансовым консультантом компании Alpine Mayreder Bau. «Мы подали заявку в консорциум инвесторов, пока мы выступаем в роли финансового консультанта Alpine, но это не исключает того, что мы будем принимать участие в финансировании победителя тендера», — пояснил РБК daily Юрий Соловьев. По словам источника РБК daily в Росавтодоре, окончательные итоги тендера намечено подвести 28 августа.
По словам г-на Соловьева, на первоначальном этапе банк предлагает кредитование проекта, в дальнейшем эти займы могут быть рефинансированы с помощью «инфраструктурных» облигаций, номинированных в рублях. Подробно говорить о выпусках г-н Соловьев отказался, сославшись на большую степень неопределенности в параметрах проектов. Тем не менее он сообщил, что это «будут длинные бумаги, привязанные к конкретным проектам, со сроком обращения 15—25 лет, невысокой доходностью, интересные консервативным инвесторам, например пенсионным фондам и страховым компаниям». Однако, по его словам, чтобы эти облигации появились на рынке, должна быть создана нормативная база по защите прав заемщика и инвестора. Г-н Соловьев сообщил, что выпуск планируется на 2008 год.
Кроме «Западного скоростного диаметра», по словам представителей банка, Дойче Банку интересен проект строительства платной автодороги Москва — Санкт-Петербург.
Дойче Банк не впервые организует финансирование крупных проектов. В 1970-х годах Deutsche Bank был лидером консорциума, который финансировал поставки труб для первого большого газопровода из России в Европу, который строил «Газпром».
Елена ТОФАНЮК