Известный американский инвестор Джордж Сорос не смог восстановить свою репутацию, подмоченную еще в 1980-х годах. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) подтвердил законность приговора французских судов, которые признали финансиста виновным в инсайдерской торговле акциями национального банка Societe Generale. Если адвокаты миллиардера не подадут в ближайшие три месяца апелляцию, то г-ну Соросу придется выплатить штраф в размере 940 тыс. евро.
Согласно материалам следствия, 12 сентября 1988 года руководитель инвестиционного фонда Quantum Fund г-н Сорос отправился на деловую встречу с крупными финансистами. После собрания один швейцарский банкир, имя которого не раскрывается, предложил американцу переговорить с неким Жоржем Пеберо. Тот наряду с другими престарелыми бизнесменами, получившими в СМИ прозвище «золотые дедули», задумал купить контрольный пакет акций недавно приватизированного правительством Франции Societe Generale и был явно не прочь привлечь известного финансиста.
19 сентября, отклонив предложение вступить в долю, г-н Сорос приобрел на 50 млн долл. акции четырех французских компаний, в том числе и Societe Generale. В результате сделки фонд финансиста выкупил 160 тыс. акций банка за 11,4 млн. Спустя всего несколько дней американец перепродал часть акций, а через месяц — оставшийся пакет. Примечательно, что заявка г-на Пеберо на контрольный пакет банка провалилась, однако акции на слухах о сделке резко выросли в цене. В результате г-н Сорос получил прибыль в размере 2,28 млн долл., из которых 1,1 млн долл. за счет операций во Франции.
В 1989 году законностью действий г-на Сороса заинтересовался регулятор французской биржи, который затем передал дело в прокуратуру. В 2002 году Парижский уголовный суд признал финансиста виновным в инсайдерской торговле акциями Societe Generale и постановил, что тот должен выплатить штраф в 2,2 млн евро. Сумма не устроила адвокатов г-на Сороса, которые обратились в Кассационный суд. В последнем решили, что акции, обращавшиеся на Лондонской фондовой бирже, не попадают под юрисдикцию французского законодательства, и направили дело в Парижский апелляционный суд. 20 марта 2007 года по решению суда сумма штрафа была снижена до 950 тыс. евро (при расчете учитывались только те бумаги, которые торговались на Парижской бирже).
Правда, и это решение не устроило г-на Сороса, который настаивал на своей невиновности. Дело в том, что на момент сделки не было четкого определения использования инсайдерской торговли. Более того, г-н Сорос стал первым, кого во Франции признали виновным в инсайде, при том что тот не имел никаких профессиональных или договорных отношений с рассматриваемой компанией. Это дало основание адвокатам финансиста обратиться в ЕСПЧ, настаивая, что в отношении обвиняемого была нарушена 7-я статья Европейской конвенции по правам человека («Наказание исключительно на основании закона»).
Тем не менее в ЕСПЧ посчитали, что статья все-таки не была нарушена. В пресс-релизе отмечается, что г-н Сорос «с учетом его статуса и опыта не мог не понимать, что его инвестиции могут нарушать закон об инсайдерской торговле», и даже если на тот момент «не было похожего прецедента, он должен был тщательно взвешивать свои действия».
Юлия КАЛАЧИХИНА