Глава датского Saxo Bank Ларс Кристенсен приезжал в Москву, чтобы открыть здесь представительство своего банка. Slon воспользовался визитом, чтобы задать финансисту несколько животрепещущих вопросов о мировом экономическом кризисе и спросить, что делать населению со своими деньгами:
— Куда катится Европа?
— На мой взгляд, ситуация очень сложная. Я бы сказал, что существует три Европы: сама еврозона, страны, которые оказались достаточно мудры, чтобы не войти в нее, и восточноевропейские страны. Еще раз подчеркиваю, что ситуация очень сложная, и нельзя сказать, что ее разрешение близко. Постоянное откладывание решения проблемы приводит только к ее усложнению. Ситуацию можно сравнить с человеком, у которого есть кредитная карта, но весь лимит уже использован. Когда банк просит погасить долги, человек идет в другой банк за новым кредитом, чтобы погасить старый. Я считаю, что Европа стоит перед очень серьезной проблемой. Если незамедлительно не приступить к поиску решений и принятию активных действий, через 2—3 года все может закончиться очень и очень плачевно.
— Банк Dexia — это новый Lehman Brothers?
— Не в прямом смысле. Интересно отметить, что прошлый кризис начинался с крупных убытков вследствие работы трейдеров. Dexia был один из первых банков, который продемонстрировал сложности. Но мы помним и убытки, которые были объявлены UBS. Ситуация несколько пугающая, потому что она напоминает 2008 год, но Dexia не настолько важен. Нет, конечно, это проблема, но не настолько системная и значимая, как ситуация с Lehman Brothers, которая повлияла на всю индустрию хедж-фондов. Проблемы Dexia вряд ли приведут к такого же рода последствиям. Но, тем не менее, мы отмечаем все те же симптомы, которые являлись предвестниками прошлого кризиса. Другие банки: Morgan Stanley и даже Goldman Sachs — продемонстрировали серьезное падение в последние два года, в некоторых случаях даже в объеме 50%. То есть все это серьезные знаки, которые напоминают о начале кризиса 2008 года.
— Весь мир ждет рецессию, а вы?
— Я всегда считал, что это произойдет, и продолжаю так считать.
— Как спасти свои деньги в кризис?
— Я бы сказал, что мы должны быть очень осторожными с точки зрения риска на рынке. Я ожидаю ухудшения на фондовом рынке, государственные долговые бумаги демонстрируют хороший результат, но, конечно, не облигации проблемных стран. Мы наблюдаем перевод в американские казначейские обязательства, европейские облигации. В настоящее время имеет смысл держать капитал в ликвидности и поджидать потенциальные возможности инвестиций: в следующий год или два может сложиться феноменальная ситуация с точки зрения ценовых уровней, которые будут значительно низкими. На рынке недвижимости продолжается коррекция, поэтому я бы предостерег от излишней приверженности риску. Если вам повезло и у вас есть свободный капитал, я бы в следующие два года каждый месяц вкладывал бы по чуть-чуть, потому что никогда невозможно угадать «дно». Сырьевые товары будут опускаться вместе с рынком. Нефть, медь и прочие товары восстановятся. Но если вы совсем осторожный человек, то можно воспользоваться падением цены на золото, и какую-то долю своих инвестиций разместить в нем.
— Какая из валют лучше: юань, доллар или евро?
— С учетом всего происходящего, китайская валюта представляется мне наиболее безопасной. Безусловно, там все находится под контролем правительства, которое пытается держать курс заниженным, но, тем не менее, у этой валюты хорошие перспективы. С долларом и евро существуют определенные проблемы. Я не большой любитель доллара, но если выбирать наименьшее зло — то в краткосрочной перспективе я бы выбрал доллар, а не евро. Но, на мой взгляд, ни та, ни другая валюта не являются перспективными. И, конечно, важно диверсифицировать свои вложения, поскольку никто не обладает даром предвидения.
Беседовала Елена ТОФАНЮК