Свой первый миллион «ВТБ Капитал» заработал в кризис 2008 года. Сейчас, несмотря на новую волну кризиса, инвестиционная компания начала экспансию на мировые финансовые рынки, чтобы стать первым в России национальным глобальным инвестиционным банком. «Кризис делает нас сильнее», — уверен генеральный директор, председатель правления холдинга «ВТБ Капитал» Алексей Яковицкий. О своих амбициях руководителя и планах инвестбанка по завоеванию глобального рынка Алексей Яковицкий рассказал в интервью специальному корреспонденту РБК daily.
— Инвестиционно-банковский бизнес почти всегда персонифицирован: «Тройка Диалог» — это прежде всего Рубен Варданян, «Ренессанс Капитал» — Стивен Дженнингс, «ВТБ Капитал» — Юрий Соловьев, который с мая занимает пост первого зампреда банка ВТБ. Что вы собираетесь сделать на посту председателя правления «ВТБ Капитала», чтобы со временем эта компания ассоциировалась с вашей фамилией? Ваши основные приоритеты на ближайшие годы?
— Юрий Соловьев основал компанию, сформировал команду и, несмотря на свой пост в банке ВТБ, остается председателем совета директоров «ВТБ Капитала», активно участвуя в этом статусе в развитии инвестиционно-банковского бизнеса группы ВТБ.
Наша задача — обеспечить максимально высокий вклад «ВТБ Капитала» в развитие корпоративно-инвестиционного бизнеса группы ВТБ. С первого дня мы были самой крупной международной группой из российских банковских инвестиционных структур, присутствуя в Лондоне, Азии, на Ближнем Востоке.
Сейчас мы лидеры по ряду направлений бизнеса, в частности, по итогам третьего квартала этого года «ВТБ Капитал» был в очередной раз признан номером один среди организаторов и андеррайтеров на рынке долгового и акционерного капитала в России и СНГ, по данным трех независимых рэнкингов. Это очень важные, но при этом базовые услуги.
Существует масса более сложных и доходных продуктов, в развитии которых есть большой потенциал для «ВТБ Капитала». Это касается как расширения продуктового предложения для наших клиентов, так и усиления позиций «ВТБ Капитала» на международных рынках. Для этого нужен еще более высокий уровень дистрибуции, новые люди в команде, более широкая география присутствия. Именно на это и нацелено наше международное развитие.
Научившись генерировать бизнес в России, теперь мы наращиваем свои способности перепродавать его на глобальных рынках. Так, летом мы получили лицензию в Гонконге и сейчас очень активно формируем команду местного представительства. Другой важный для нас рынок — США, где на днях мы получили лицензию.
— Что включает это лицензия?
— Бессрочная лицензия на осуществление брокерско-дилерской деятельности была выдана Financial Industry Regulatory Authority (FINRA) VTB Capital Inc. Выход на рынок США является для нас одним из стратегических приоритетов в ближайшее время, так как мы видим заинтересованность со стороны потенциальных клиентов и понимаем, что наше физическое присутствие в этом регионе будет способствовать росту объемов бизнеса.
Наша основная цель — стать ключевым партнером для клиентов со всего мира, заинтересованных в инвестициях в Россию и страны СНГ.
— Планируете ли вы бороться за мандаты иностранных компаний, участвуя в размещении их ценных бумаг?
— Это возможно в случае, если мы будем видеть, что у нас есть четкие конкурентные преимущества и мы тем самым можем создать для наших клиентов дополнительную стоимость.
— Каким бы вы хотели видеть бизнес «ВТБ Капитала» года, скажем, через три?
— Мы сохраним и упрочим наше лидерство в России. Выстроим развитую международную сеть. Будем работать как с клиентами из России и стран СНГ, так и с самым широким кругом инвесторов по всему миру, прежде всего с развивающихся рынков. В этом будет наше главное отличие от других российских инвестиционно-банковских команд.
— «ВТБ Капитал» остается единственным государственным инвестбанком в России. Какие это дает вам преимущества и создает ли это неудобства?
— В 2008 году ни один частный инвестор не осилил бы создание национального инвестиционного банка, каким стал «ВТБ Капитал». Группа ВТБ вложила в этот проект около 500 млн долл. С самых первых дней группа ВТБ также позволила нам максимально использовать свои клиентские ресурсы. При этом инвесторы с Ближнего Востока и из Азии господдержку воспринимают как преимущество, а не как недостаток. Отмечу, что и со стороны американских инвесторов, которые не поощряют присутствие государства в бизнесе, мы никогда не слышали упреков. То, что мы — инвестбанк с госучастием, никак не сказывается на скорости принятия решений и запуске проектов.
— Поначалу даже лондонский офис «ВТБ Капитала» располагался на площадях Moscow Narodny Bank (Моснарбанка), который действовал в Великобритании с 1919 года…
— Два наших ключевых направления в Лондоне — это торговля ценными бумагами и производными инструментами, а также предоставление консультационных услуг эмитентам на рынках долгового и акционерного капитала.
— Ситуация на мировых фондовых рынках не самая лучшая для инвестиционного бизнеса. Удастся ли «ВТБ Капиталу» повторить успех прошлого года и закончить год с высокой прибылью?
— Мы предпочитаем не давать прогнозов финансовых результатов. По итогам первого полугодия 2011 года прибыль до налогообложения подсегмента «инвестиционно-банковский бизнес» группы ВТБ, в который входит «ВТБ Капитал», составила 15,1 млрд руб., увеличившись на 109,7% по сравнению с 7,2 млрд руб. в первом полугодии 2010 года.
— Может ли нынешняя ситуация на финансовых рынках привести к тому, что через один, полтора или два года на российском рынке останутся лишь
— Сокращение количества игроков — объективный процесс, и ситуация на рынке его только усиливает. Думаю, что небольшие российские инвестиционно-банковские компании будут вынуждены либо занять узкие ниши, либо постепенно исчезнуть. Этот процесс напрямую не связан с кризисом, он происходил бы и в более спокойных рыночных условиях.
Сегодня наибольшую конкурентоспособность представляют инвестиционные банки, являющиеся частью универсальной банковской группы с серьезным капиталом и балансом. «ВТБ Капитал», как часть группы ВТБ, является именно таким банковским институтом. Других таких инвестбанков в России не существует. Присутствуют западные банки, похожие на нас, но для них Россия не является приоритетным рынком, они никогда не построят здесь бизнес, похожий на наш.
— Как вы воспринимаете кризисную ситуацию, как она отразится на вашем бизнесе?
— Мы запускались в кризисный 2008 год, что в целом для нас было позитивно. Мы конкурировали с компаниями, обескровленными кризисом, стремительно завоевали позиции на рынке и довольно быстро заработали первые деньги. Снижение конкуренции за персонал позволило нам нанять команду, наверное, более сильную, чем мы могли бы себе позволить до кризиса.
Сегодняшняя ситуация на рынке также создает уникальные возможности для привлечения человеческого капитала, позволяя пригласить высокопрофессиональных людей за адекватную компенсацию.
— Есть ли предпосылки для прихода в Россию крупных или средних инвестбанков из Азии, особенно из Китая?
— В среднесрочной перспективе крупные банки этих регионов начнут серьезно смотреть на Россию. Возможно, одними из первых на российский рынок придут китайские структуры, но они долго будут именно китайскими банками в России. Круг их клиентов будет очерчен в основном китайскими компаниями, ведущими бизнес в нашей стране. Мы же будем с ними конкурировать, в том числе и на их территории. У ВТБ есть банк в Шанхае, поэтому развитие «ВТБ Капитала» предполагает присутствие и установление бизнеса и в континентальной части Китая.
Мы однозначно наблюдаем рост интереса китайских инвесторов к российскому рынку. Китай — один из крупнейших торговых партнеров России, и это неизбежно приведет к резкому увеличению потоков капитала и инвестиций. Мы позиционируем «ВТБ Капитал» как одного из лидеров этого процесса.
Алексей Яковицкий присоединился к команде «ВТБ Капитала» в 2008 году. Он пришел в «ВТБ Капитал» из Deutsche Bank, где руководил аналитическим департаментом Deutsche Bank в России, а до этого был соруководителем, а позднее — руководителем аналитического департамента ведущей российской инвестиционной компании «Объединенная финансовая группа», которая была приобретена Deutsche Bank в 2006 году. В ОФГ
Беседовал Игорь ПЫЛАЕВ