От судьбы греческого долга зависит не только будущее европейских банков. Банкротство Греции означает банкротство Евросоюза как крупного экономического проекта. Как возник и чем еще чреват греческий долговой кризис и смогут ли власти удержать контроль над ситуацией?
Правительство Греции продолжает сложные переговоры, стараясь получить новые внешние заимствования. Однако ему нелегко доказать партнерам, что за истекшие два года нахождения у власти партии социалистов (ПАСОК) экономическая ситуация хоть немного улучшилась. Все невероятнее становится намерение властей добиться экономического роста в 2012 году. ВВП страны во втором квартале 2011 года снизился на 7,2% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. Падение экспорта за тот же период составило 1,4%, в основном
Получение новых займов для Греции все проблематичнее. Осенью правительство огласило новые непопулярные меры. В их числе увольнение 100 тыс. государственных служащих и 40-процентное урезание заработной платы остальным. Правительство в этом случае открыто ведет наступление на интересы своих сторонников: многие рабочие государственного сектора голосуют за ПАСОК и получили свои места по протекции этой партии. Но еще более важный шаг властей — введение налога на жилье. Все владельцы собственного жилья обязаны теперь ежегодно отдавать по 500—2000 евро в казну, не важно покрыты ли ими ипотечные займы. Неплательщикам грозит отключение электричества. Вступление в силу этого налога, без сомнения, ударит по и так депрессивному рынку недвижимости в стране. Для многих семей налог вообще может оказаться неподъемным. Отключение от света тысяч домов никак не вызовет экономического оживления, без которого Греции можно не рассчитывать на выплату долга. Между тем на конец сентября 60 тыс. домов были отключены от электричества за долги владельцев.
Наряду с жилищным налогом в Греции вводится еще и подушный сбор «солидарности», составляющий несколько сот евро на человека. У населения он симпатий не вызывает, а критики новых решений властей уже окрестили его «штрафом солидарности» в пользу судовладельческих компаний и крупных отелей, освобожденных от налогов. К числу неявных мер по удержанию бюджетной стабильности относится отказ государства в текущем году печатать школьные учебники, объединение муниципалитетов, а также закрытие половины касс афинского метро. Все эти непопулярные решения должны позволить стране отложить вероятный дефолт на 2012 год.
Путь к кризису
История создания греческого национального долга тесно связана с партией ПАСОК. В период первого срока ее правления долг государства вырос с 26,9% ВВП в 1981 году до 64,2% в 1989-м. Значительная его часть образовалась в результате национализации и последующего поддержания проблемных компаний, а также трудоустройства многих граждан в государственном секторе. В этот период в стране, как и в Португалии с Испанией, которые тоже недавно обзавелись демократическими свободами, проводился догоняющий социал-демократический курс. Он в значительной мере копировал более ранние шаги других западноевропейских государств, но уже в новых для мира экономических условиях глобализации. Этот курс трудно назвать эффективным. Но и после того, как Греция встала на путь неолиберальных реформ, государственный долг продолжил расти: в 2003 году он достиг 97,4% ВВП, а в 2006 году поднялся до 106,8%.
Рост долга в 1990—2008 годах был порожден не продолжением прежней популистской социальной политики, а расходами на поддержание финансовых групп через предоставление различных заказов и иных форм партнерства. Немалую роль в увеличении национального долга сыграли Олимпийские игры 2004 года. Велики были затраты страны и на военные нужды, даже в кризисном 2009 году они равнялись 4% ВВП. Для сравнения: военный бюджет Германии пожирает всего 1,4% ВВП, во Франции его доля равна 2,4%. Греция стремилась быть активным членом НАТО, и это дорого ей обходилось.
Следствием интеграции Греции в Евросоюз и включения в зону евро стало уменьшение диверсифицированности экономики. На сельское хозяйство и обрабатывающую промышленность извне оказывалось административное давление. Более острой стала конкуренция, особенно в металлообработке, текстильной и швейной отраслях, кораблестроении и на транспорте. Государство не могло поддерживать своих производителей напрямую, а печатный станок перешел в распоряжение органов Евросоюза. Даже для изготовления банкнот европейской валюты использовался не греческий, а египетский хлопок. При этом ориентация правящих кругов на ЕС была непоколебима. Даже сентябрьскую угрозу вернуть страну к драхме нельзя рассматривать иначе, как форму шантажа международных институтов.
Членство Греции в Евросоюзе обеспечило крупному капиталу страны условия для внешней экспансии (особенно на Балканах) и сближения со столь же крупным бизнесом Германии и Франции. Возросло значение сферы услуг, особенно с развитием туристического сектора: порядка 60% трудоспособного населения страны занято в области оказания услуг.
Но включение в европейские интеграционные процессы дало рост торгового дефицита Греции. С 4—5% ВВП в 1975—1985 годах он поднялся до 8,5% в 1995-2000-х и достиг 11% в 2000-2011-х. В 1980 году профицит внешней торговли сельхозпродукцией составлял 9 млрд драхм. В 2010 году страна имела уже дефицит в 3 млрд евро, все более завися от ввоза продовольствия.
Интересно, что за минувшие десятилетия Греция перешла от профицитного к дефицитному бюджету. Она имела профицит в 1,5% от ВВП даже в 1975—1980 годах, совсем непростых для мировой экономики. Но уже в 1980—1990 годах бюджетный дефицит достиг 0,9% ВВП. За последующие десять лет он возрос до 3% ВВП. Однако с появлением евро взлетел до 13% ВВП и удерживался не ниже этого уровня в 2000—2010 годах. Государство заимствовало деньги не переставая — этого требовали не только новые финасовые условия еврозоны, но и модель национальной экономики. Взлет туристической отрасли был сопряжен с ослаблением промышленной индустрии и сельского хозяйтсва. В стране погибло хлопководство, закрылись многие заводы, например производство местных холодильников «Эскимо». Даже выпуск мраморных сувениров из цельных кусков камня начал вытесняться потоком китайских поделок, включая низкокачественные, но дешевые изделия из мраморной пыли. Привлекая заемные средства, греческое государство все больше тратило на платежи по уже существующим займам. В таком положении страну застал мировой кризис.
Нерешаемая проблема
Греция не случайно оказалась «слабым звеном» еврозоны и главным «больным человеком» Евросоюза. Увеличение значения в ее экономике сферы услуг означало, что в массе бизнес непосредственно связан с мировым потребителем, а не с коммерческими группами. Общее мировое падение доходов трудящихся с приходом кризиса снизило выгоды Греции от туризма, тем более что он и
Глобальный кризис привел к падению в Греции бюджетных поступлений от налогов. С 127,1% ВВП в 2009 году долг страны увеличился до 142,8% в 2010-м. В Евросоюзе за истекшие четыре года общее увеличение долга государств-членов достигло 34%, что способствует распространению греческого сценария. Но долг Греции не только велик, он и обходится все дороже. Согласно расчетам Европейской комиссии, на процентные платежи в 2015 году страна будет тратить 9,6% ВВП, а не 6,8%, как в текущем. В 2011 году выплаты по процентам составят 16 млрд евро. Затраты на выплату процентов в 2009 году равнялись 12 млрд евро, а на погашение долга ушло 29 млрд евро. В 2010 году эти показатели соответственно 13 и 20 млрд евро. В нынешнем году погашение долга заберет особенно много — 36 млрд евро.
Расчеты Еврокомиссии на ближайшие годы таковы: в 2012 году Греция должна будет осилить до 17 млрд евро платежей по процентам и 33 млрд расходов на погашение долга. На 2013 год отводится 20 и 37 млрд евро соответственно, а на 2014 год — 22 и 48 млрд. В 2015 году стране предстоит пустить 23,4 млрд евро на платежи по процентам и 33 млрд на погашение долга. Правительство Греции стремится добросовестно исполнять долговые обязательсва, но не имеет для этого достаточных источников. В сентябре оно
Совершенно невероятно, что планы долговых платежей Греции могут быть реализованы. Сокращение долга — сомнительный сценарий. Состояние экономики за лето лишь ухудшилось. Перспективы остаются мрачными. В немецком Институте макроэкономики и изучения конъюнктуры (iMK) вынуждены признать: попытки Греции сократить долг с помощью мер жесткой экономии породят спад и увеличение долга. Падение на мировых биржах августа-сентября плохо отразится на стране. Власти уже вынуждены в срочном порядке принимать крайне непопулярные меры. Готовность международных институтов оказать денежную помощь Греции уменьшается, поскольку «греческая болезнь» дала опасные метастазы в Испании, Португалии, Дании и Италии. Те же признаки наблюдаются во Франции, Бельгии и Голландии. Не сдержав развития греческого долгового кризиса, даже в форме контролируемого банкротства, Евросоюз рискует получить большие проблемы.
Никакой Греции нет
Европейские банки не заинтересованы в банкротстве Греции, поскольку получают доходы от греческих бумаг. Согласно проекту Французской банковской федерации (FBF), половина текущих греческих долговых обязательств должна быть преобразована в бумаги со сроком погашения в 30 лет. Рекомендуемая ставка — 5,5% до истечения кризиса, 8% после начала нового подъема в экономике. Проекты, обсуждаемые в немецких банковских кругах, тоже предусматривают сохранение крупного дохода от греческих долговых обязательств. Проблема состоит лишь в том, как обеспечить его дальнейшее получение. Отказывая в помощи Греции, власти Германии и Франции отказывают в помощи собственным банкам. Продиктовано это растущими денежными проблемами у стран — лидеров ЕС.
Европейский центральный банк (ЕЦБ) находится в противоречивом положении. Как и частные кредитные институты, он не стремится к списанию долга Греции. Но все более сомнительно, что греческие власти справятся с возложенной на них заботой. Растет конкуренция между немецкими и французскими банковскими группами за передачу греческих бумаг ЕЦБ. Держать их далее становится опасно. Правительство Греции готово и дальше урезать расходы для уплаты по долгам, но когда-то острейший социальный кризис в стране породит политический взрыв как следствие «бережливого» курса ПАСОК. За 2009 год чистые доходы бюджета составили 48,5 млрд евро. Ценой непопулярных налоговых мер власти смогли в 2010 году довести их до 51,1 млрд евро. Даже если этот уровень будет удержан в 2011—2012 годах, ради платежа по долгам (включая погашение займов) потребуется пожертвовать всеми средствами. Ситуация целиком характеризуется словами одного банкира: «Нет никакой Греции, а есть только ее долг». Вопрос, сколько продержится правительство, занятое одной лишь проблемой выплат банкам.
Угроза дефолта Греции намного серьезнее, чем годом ранее. В 2010 году страна не нарушила обязательств перед европейскими банками и смогла поддержать тяжелую индустрию Германии и Франции. У первой было приобретено за 5 млрд евро шесть подводных лодок, у второй — за 2,5 млрд евро шесть ракетоносных фрегатов. Новый год начался с бюджетных проблем: за два первых месяца падение доходов казны составило 9,1% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года, это 7,95 млрд евро. Далее властям не удалось предотвратить снижения ВВП. В первом квартале он упал на 5,5% в сравнении с тем же периодом 2010 года. По итогам года тоже будет зафиксировано падение.
Долговой кризис Греции становится политическим. В мировой и местной прессе активно обсуждаются предложения по выходу страны из зоны евро. Две ведущие греческие партии — ПАСОК и «Новая демократия» (НД) едины во взгляде на необходимую политику. Они представляют интересы крупного бизнеса, не заинтересованного в возвращении драхмы. Сам этот шаг, за который выступают различные правопатриотические и умеренно левые силы, не даст ничего, кроме девальвации. Но в результате падения доходов трудящихся мало что может улучшиться без внешних экономических стимулов. Сокращение реальных доходов населения уже было достигнуто ПАСОК и не привело к ожидаемому оздоровлению экономики. Причина греческого кризиса глобальная.
Давление экономических проблем рождает массовые выступления протеста и столкновения с полицией, на которую все более рассчитывает правительство. Греция ярче других демонстрирует кризис неолиберальной демократии на Западе. Весной власти разогнали «народное собрание» в центре Афин, показав свое намерение и далее игнорировать требования населения. Влиятельная греческая компартия считает необходимым «выход из ЕС, отказ от выплаты долга и установление народной власти». Политические перемены становятся инструментом разрешения давно накопленных и обострившихся в последние годы проблем.
Продолжение курса жесткой экономии и сохранение платежей по долгам осложняет ситуацию экономике. Правительство пытается компенсировать это снижением налогов и введением льгот для большого бизнеса. Так, крупные компании не платят косвенного налога при покупке бензина. Налог на нераспределенную прибыль в Греции сокращен до 20%, тогда как в Германии он равен 30%. Планируется совсем освободить крупный бизнес от страховых взносов. А с наемных работников, наоборот, брать больше. Однако ясно, что не существует никакого реалистичного плана преодоления кризиса. Власти решают техническую задачу: продержаться без дефолта до смены мировой конъюнктуры. Даже настаивая на выходе из ЕС и еврозоны, оппозиционные силы не знают, как оживить национальную экономику.
Греция ждет в тупике партнеров по Евросоюзу, копирующих ее методы борьбы с кризисом. Без принципиально иного плана европейской интеграции выхода явно не существует. И если в мировой экономике 2010-й и первая половина 2011 года были относительно спокойными, то последствия биржевого падения августа-сентября грозят взорвать ситуацию с греческим долгом. Вероятность технического дефолта возрастает.
Василий КОЛТАШОВ
Автор — руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений