«Помоги мне, Оби-Ван!» — умоляет голограмма принцессы Леи. «Как лучше помочь — двадцатками подойдет?» — осведомляется в ответ 3D-голограмма Оби Ван Кеноби, еще одного персонажа саги «Звездные войны», с экрана банкомата. И это не научная фантастика: банкоматы все чаще напоминают предметы антуража со съемок «Звездных войн», рассказывает корреспондент сайта CreditCards.com Джей МАКДОНАЛЬД.
Возможно, в будущем обычные банкоматы с кардридером полностью уступят место высокотехнологичным устройствам с трехмерными голограммами вместо слов на экране, с использованием бесконтактных технологий или биометрическим считыванием информации буквально
Сайт CreditCards.com сделал обзор существующих сегодня технологий «банкоматов 2.0» по всему миру и попросил их оценить Боба Трамонтано, вице-президента по маркетингу компании — производителя банкоматов NCR и просто горячего поклонника различных технических новинок.
Бесконтактный банкомат с 3D-управлением
Бразильская компания — производитель банкоматов Itautec, пожалуй, ближе всех оказалась к концепции «банкоматов 2.0», представив публике свою разработку Adattis Touchless 3D нынешним летом на выставке-ярмарке в Сан-Пауло (новинку можно оценить, посмотрев демонстрационный ролик по этой ссылке).
Новое устройство получило массу положительных откликов. Управлять им можно при помощи обычных жестов, знакомых всем владельцам смартфонов, перелистывая экраны и указывая на выбранную опцию.
Поскольку устройством можно управлять бесконтактно, оно полностью помещается под стеклянный «колпак», что весьма актуально для той же Бразилии, где преступники часто грабят уличные банкоматы, или для США, где злоумышленники могут попросту унести устройство с собой.
К тому же есть у этой новинки и гигиеническое преимущество, поскольку обычные банкоматы, которыми нужно управлять посредством экрана и клавиатуры — просто «чашка Петри» для болезнетворных бактерий.
Что до дизайна в форме разноцветных сфер, которые нужно перемещать по экрану, то представители индустрии банкоматов сомневаются, будет ли финансовым институтам, ориентированным на прибыль, выгодно внедрять подобные изыски.
«Я не уверен, что пришло время голографических технологий, но, полагаю, интерактивное управление устройствами при помощи жестов рано или поздно станет весьма актуальным», — утверждает Трамонтана.
Вердикт
3D — голографический экран не более чем иллюзия, разве что введение этой технологии будет не очень затратным.
Бесконтактное управление — ведущая навигационная технология на пути к банкоматам 2.0.
Технология распознавания лиц
Вот уже в течение многих лет конструкторы банкоматов пытаются внедрить технологию распознавания лиц, адаптируя для мирных целей изобретение, первоначально применявшееся в военной сфере для управления ракетами.
Как и в случае с наведением управляемых ракет, встроенная в банкомат камера фокусируется на своей цели (то есть на лице пользователя), а затем для идентификации сравнивает записанные в память параметры (расстояние между глазами, пропорциональное соотношение носа к губам и расположение скул).
Главная цель применения данной технологии — обеспечение безопасности пользователя и защита от мошенников, а также своевременное предупреждение об угрозе безопасности клиентов в момент использования ими устройства.
Одна из подобных машин кенийского производства работает именно по такому принципу, причем для операций после распознавания пользователя даже карта не нужна. К тому же злоумышленникам не удастся обхитрить банкомат при помощи фотографии клиента — устройство оперирует такими параметрами, как длина, высота и ширина, то есть работает в трехмерном, а не в двухмерном пространстве.
А вышеупомянутый Adattis 3D от Itautec автоматически завершает сессию, как только пользователь удаляется от устройства. Кроме того, банкомат отслеживает присутствие за спиной клиента других людей и прерывает операции, если обнаруживает второго человека, подсматривающего за операциями, — таким образом, «
Трамонтана поясняет, что NCR также вводит технологии по защите от подглядывания: к примеру, банкомат, разработанный компанией для испанского BBVA Bank, оснащен экраном, вращающимся под углом до 90 градусов для того, чтобы оградить информацию от непрошенных соглядатаев.
Впрочем, нравится эксперту и бразильское нововведение. «Проблема только в том, что если человеку показывать то, что происходит у него за спиной, то он может испугаться и все свое внимание переключить на задний обзор, не уделяя должного внимания картинке перед собой», — отмечает Трамонтана.
Вердикт
Чтобы получить широкое распространение, технология распознавания лиц должна доказать свою хорошую окупаемость.
Аватары и иконографика
По мере того как банки стремятся охватить все новые территории, они углубляются в разработку технологий, которые позволят предоставлять услуги даже неграмотным пользователям или пользователям, не владеющим языком той или иной страны.
NCR не так давно начала разрабатывать новое направление — банкоматы для неграмотных. Клавиатуру и экран в таких банкоматах заменяет биометрический считыватель отпечатков пальцев, причем считываются параметры подкожного слоя. Денежные номиналы обозначены кнопками разных цветов, которые достаточно нажать, чтобы получить наличные и квитанцию.
«Иконографика — менее затратное решение, если нужно заменить цифры и слова, и те, кому трудно прочесть текст, могут получить необходимую информацию посредством символических изображений. Изображения, звуки и аватары помогают пользователю понять, как управлять банкоматом и определяться с выбором различных опций», — поясняет Трамонтана.
Вердикт
Низкая себестоимость? Упрощенный интерфейс? А что еще нужно, собственно?
Голосовой детектор лжи
Российский банковский гигант Сбербанк не так давно в своем «Офисе будущего» представил новый банкомат со встроенной функцией идентификации клиента по голосу. Представители финансового института надеются, что в будущем данная технология поможет снизить вероятность мошенничеств с дебетовыми и кредитными картами.
Устройство предназначено не для того, чтобы выяснить, какие номиналы купюр предпочитает пользователь; напротив, цель применения новой технологии — определить мотивы клиентов, подающих заявку на кредит, при этом не прибегая к услугам обычных сотрудников.
Голосовой анализатор, первоначально разработанный для нужд российских спецслужб, позволяет различить в голосе клиента нервозность, волнение и прочие признаки вероятной попытки обмана со стороны претендента на получение дебетовой или кредитной карты. После контрольных вопросов устройство анализирует запись ответов клиента и подтверждает либо не подтверждает надежность потенциального заемщика.
Загвоздка тут в том, что пользователям в западных странах в отличие от россиян может прийтись не по душе мысль о том, что
Трамонтана отмечает еще более существенную проблему: «Нам не кажется, что распознавание аудиозаписи так уж просто —
Вердикт
Вряд ли Большой Брат в ближайшее время будет прослушивать банкоматы.
Золото из автомата
Во всем мире есть 27 автоматов, в которые можно вставить дебетовую или кредитную карту и получить взамен слиток 24-каратного золота весом до одной унции. На сегодня устройства берут 5-процентную комиссию. Один из таких автоматов марки Gold to go находится в отеле «Золотой самородок» в Лас-Вегасе.
С технологической точки зрения подобные устройства не являются
«В таких странах, как Индия, покупка и дарение золота не просто денежная операция, а весьма значимое культурно окрашенное действие. Автоматизированные ретейловые операции — одно из самых ценных и значительных направлений деятельности нашей компании, но все-таки идея хранения ценностей, подобных золоту, внутри устройства, кажется нам чересчур экстремальной», — отметил Трамонтана слабые места подобной технологии.
Вердикт
Предпочтение следует отдавать лишь принципиально новым технологиям.
Один слот снаружи, много функций внутри
Специалисты все больше внимания уделяют не внешнему интерфейсу банкоматов, а возможностям, скрытым в корпусах устройств.
Интерес к созданию «смарт-банкоматов» продиктован потребностями банков, стремящихся сэкономить. Прежде всего речь об устройствах, сигнализирующих о том, что кончаются деньги, или о каких-либо неполадках в системе.
NCR разработала модель банкомата «одного слота», оборудованного масштабируемым депозитным модулем (SDM). Эта технология позволяет через единый слот класть на счет как денежные купюры, так и банковские чеки. Но это еще не все — к примеру, если клиенту понадобится вернуть конкретный чек из уже вложенной в слот пачки 50-рублевых купюр, то устройство может проделать и такую возвратную операцию.
«Это на пользу клиентам и экономично для банков. Подобные нововведения удваивают возможности перечисления денег на депозиты и позволяют банкам снизить расходы на организацию отделений за счет перетока клиентов в банкоматы».
Одна из функций уровня 2.0 предусматривает возможность оплаты счетов через банкоматы. Так называемые банкоматы наоборот (пионером в этой области выступила компания TIO Networks) уже получили распространение в США — там через банкоматы даже пользователи, не являющиеся клиентами банка, могут платить по счетам. А в Индии через такие банкоматы можно заплатить налоги.
«В Соединенных Штатах подобные сети автоматизированных платежей приносят ежегодную прибыль в 1 млрд долларов. Платежи по счетам — это широкое поле возможностей», — констатирует Трамонтана.
Вердикт
Один слот, саморегулирование и возможность внесения оплаты счетов, несомненно, будущее технологий «банкоматов 2.0».
Перевела Наталья ЧЕРКАШИНА, Banki.ru
Иллюстрации: CreditCards.com