«Хоум кредит энд финанс банк» увеличит число отделений в 5 раз до 2500 в ближайшие 18 месяцев, поделился планами представитель основного владельца банка — чешской группы PPF Милан Томанек. Уже до конца этого года их число вырастет с 500 до 840, сказал он Reuters.
Банковских офисов более-менее достаточно только в Москве и Санкт-Петербурге, а в маленьких городах их очень мало, хотя в них живет почти полстраны, замечает предправления «Хоум кредита» Иван Свитек. По его словам, банк будет открывать офисы в крупных и небольших городах с численностью населения от 50 000 человек: «Там высокий спрос на банковские услуги, а конкуренция со стороны банков низкая. И мы хотим занять эту нишу».
Географическая экспансия, продолжает Свитек, — часть стратегии банка по развитию универсальной розницы. «Конечно, столь интенсивное развитие сети дает нам важное конкурентное преимущество. У нас будет одна из крупнейших банковских сетей в России!» — обещает банкир.
«Хоум кредит» был одним из тех, кто проявил интерес к проекту создания розничного банка на базе «Почты России» с сетью в 40 000 отделений. Идея проекта, реализацией которого занимается Внешэкономбанк, — донести банковские, страховые и другие финансовые услуги не только до городского, но и до сельского населения страны. Ряд банков, в том числе «Хоум кредит» и «Юникредит банк», не стали участвовать в проекте. Сейчас среди потенциальных участников дружественный «Хоум кредиту» Номос-банк, конкурент «Русский стандарт».
Издержки на открытие сети — это всегда разовые траты, главное, что банк решился выйти в более рискованный сегмент, новые клиенты всегда означают новые риски, указывает аналитик ING Bank Егор Федоров. Однако он считает, что экспансия «Хоум кредита» вглубь России — хороший сигнал для ритейла, если крупный розничный банк увидел в этом перспективы.
Свитека издержки не пугают, хотя, сколько банк планирует потратить на экспансию, банкир не говорит. «В крупных городах мы открываем стандартные и легкие офисы, в малых городах — только легкие форматы, ведь такая сеть гибкая и легко управляется, — указывает он. — Большое количество клиентов и операций позволит банку достигнуть безубыточности наших офисов гораздо быстрее, чем в среднем по рынку».
У конкурентов «Хоум кредита» таких планов нет: например, «Ренессанс кредит» активно использует агентов для продаж. «Мы предпочитаем открывать офисы в таких городках уже после того, как обрастем клиентской базой, а до этого момента используем агентов, продающих наши продукты», — говорит зампред правления «Ренессанс кредита» Олег Скворцов. Такие населенные пункты весьма неоднородны по социально-экономическому профилю, рискам, конкуренции, считает он: «Если это город с градообразующими предприятиями, вероятнее всего, у Сбербанка здесь есть зарплатный проект, что осложняет конкуренцию». К тому же, добавляет Скворцов, такой рост сети значительно увеличивает операционные затраты банка: на выбор помещения, обучение сотрудников, логистику, сеть для погашения кредитов. В небольшом городе также нелегко найти помещения, ведь не во всех городах даже есть торговые центры. Часто это переделанные советские учреждения, а то и попросту облагороженные рынки.
Идея легких офисов Скворцову кажется очень привлекательной, но открыть большое количество таких отделений за короткий срок сложно и не так уж дешево. Учитывая заявленные сроки, можно предположить, что новые легкие отделения или их часть будут открыты на базе существующих точек продаж в торговых сетях.
«Планы хорошие, но дьявол, как всегда, в деталях — например, такая проблема, как низкое проникновение и качество интернета, может повысить нагрузку на точки, к тому же не во всех таких городах есть возможность сделать удобные для клиентов каналы погашения», — комментирует руководитель розницы крупного российского банка.
Азиатские амбиции
Группа Home Credit в следующем году планирует удвоить свое присутствие и объемы кредитования в Китае, где банк в первом полугодии 2011 г. выдал кредитов на $114,4 млн, говорит Томанек. В ноябре Home Credit начнет работать на банковском рынке Индии, в следующем году — в Индонезии.
«Хоум Кредит энд Финанс Банк»
Универсальный банк. Владелец — группа PPF. Финансовые показатели (МСФО, 1-е полугодие 2011 г.): активы — 110,2 млрд руб., депозиты — 25,6 млрд руб., чистая прибыль — 5,8 млрд руб. Кредитный портфель — 82,9 млрд руб.
Татьяна ВОРОНОВА, Алексей РОЖКОВ