Общий совокупный объем кредитов, выданных в России физическим лицам, согласно данным Центробанка, на 1 сентября 2011 года составил 4,887 трлн рублей. Просроченная задолженность по розничным кредитам достигла 296,8 млрд рублей, или 6% от общего объема. При этом процент просроченных платежей упал с 6,9% на начало года до 6% на 1 сентября. Такие данные приводятся в обзоре, подготовленном коллекторским агентством Morgan & Stout.
Уместно заметить, что объемы розничных кредитов в 2011 году снова резко пошли в рост, вслед за чем, в октябре, банки немного подняли ставки по кредитам. А это значит, что можно ожидать некоторого роста просрочки платежей до конца года.
Причин для роста объема просроченных платежей по кредитам много, но главная кроется в общей нестабильности экономической ситуации в России. К тому же у заемщиков становится все меньше свободных денег.
Среднемесячный темп прироста кредитного портфеля по всей банковской системе в этом году растет активнее, чем в предыдущие годы — за восемь месяцев 2011 года рост составил 2,2% против 0,8% за аналогичный период годом ранее, считают в Morgan & Stout.
Просрочка стареет
При этом возраст кредитов, с возвратом которых банк не может справиться сам, и вынужден обращаться к услугам коллекторов, вырос и в настоящее время превышает 400 дней. «Особенно заметно старение передаваемых коллекторам невыплат в следующих сегментах: автокредитование — с 450 дней в 2010 году до 810 дней в 2011, ипотека — с 1140 дней до 1300 дней, кредитные карты — с 415 до 580 дней», — говорит старший вице-президент долгового агентства «Пристав» Сергей Шпетер.
По предварительной оценке экспертов Morgan & Stout, по итогам 2011 года в России банки выставят на продажу просроченные кредиты на общую сумму в 85—90 млрд рублей, то есть около трети существующего объема проблемных долгов. Уже по итогам девяти месяцев 2011 года объем таких предложений от банков составил почти 60 млрд рублей, продемонстрировав рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 17%.
Основная причина роста просрочки связана с увеличением объемов выдачи новых кредитов. «На наш взгляд, к концу года величина и просроченной задолженности в абсолютном выражении будет увеличиваться. Однако в относительном — по соотношению к объему новых кредитов — просроченная задолженность все-таки будет уменьшаться», — отмечает Сергей Шпетер.
По данным Morgan & Stout, на 1 октября текущего года объем банковских долгов, переданных коллекторам по агентской схеме, составлял примерно 178 млрд рублей, а по итогам года этот показатель достигнет 190 млрд, что равно двум третям всего зафиксированного объема просроченной банковской задолженности. В 2012 году данный показатель эксперты прогнозируют на уровне 215 млрд рублей.
Повторит ли просрочка 2008 год
И все же в абсолютном выражении объем просроченных выплат населения растет. Возникает вопрос: не стоят ли банки перед кризисом непогашения кредитов, как это уже было в 2008 году? Ведь аналитики подсчитали, что
«Повторение ситуации 2008 года возможно при условии нового экономического спада, роста безработицы и падения реальных доходов населения. Экономическая статистика сейчас демонстрирует замедление темпов роста экономики, но не указывает на рецессию. Поэтому не стоит ждать повторения ситуации 2008 года в течение ближайшего года», — говорит директор аналитического департамента ИК «Вектор секьюритиз» Александра Лозовая.
По мнению вице-президента Первого республиканского банка Дмитрия Орлова, сейчас ситуация в банковском кредитовании существенно лучше, чем в 2008 году. «За предыдущие три года банки не выдавали особо рискованных кредитов, более качественно оценивали заемщиков, а старые проблемные кредиты старались закрывать. Таким образом, в настоящее время банки выглядят более подготовленными к возможному ухудшению ситуации», — отмечает Орлов.
Александра Лозовая говорит, что рост курса доллара ухудшил положение тем заемщикам, которые брали кредиты в валюте. «Если заемщик получает основной доход в рублях, а кредит ему приходится погашать в валюте, то он берет на себя риски изменения валютных курсов, а также банковские комиссии за конвертацию валют», — говорит она. При этом в условиях, когда курс доллара падал, например, в 2007—2008 годах и в начале 2011 года, заемщики, чьи кредиты номинированы в валюте, выигрывали от укрепления рубля.
По данным Банка России, за 7 месяцев 2011 года в валюте ипотечные кредиты оформлены на сумму, эквивалентную 12,2 млрд рублей. Тогда как в 2010 году эта сумма равнялась 19,2 млрд рублей, в 2009—11,9 млрд рублей, в 2008—103,1 млрд рублей.
«Рост просрочки по рублевым кредитам вызван, скорее всего, тем, что сказывается сокращение возможностей заемщика для выплат своего долга. Но вообще выплата кредита для большинства клиентов банка относится к первоочередным тратам, поэтому вряд ли на рост просрочки оказывает влияние перераспределение денежных трат в пользу более приоритетных для заемщика направлений», — считает Дмитрий Орлов.
Преподаватель Института фондового рынка и управления Дмитрий Бобров отмечает при этом, что скрытая инфляция, которую не замечает Росстат, но очень хорошо ощущают все, кто ходит в магазин за продуктами хотя бы раз в неделю, сводит на нет ту часть зарплаты, которая откладывается на черный день и которая может защитить заемщика от кредитных невыплат.
«У любого человека доходы сегментированы: такая-то часть идет на еду, такая-то — на коммунальные услуги, такая-то — на выплату кредита, если он есть. Понятно, что на отдых и развлечения, если у человека кредит, он отводит, как правило, минимальные суммы. Но при этом он понимает, что может пожертвовать и отдыхом, если денег не будет хватать на компенсацию долгов», — говорит Бобров. Но, продолжает он, может настать такой день, когда заемщик встанет перед выбором: либо кредит выплачивать, или реже в магазин ходить, так как цены съели все заначки. «
По данным ЦБ, в начале 2009 года доля просрочки составляла всего 3,7% от совокупного кредитного портфеля по всем физлицам. На начало 2010 года она увеличилась практически вдвое — до 6,9%. Примерно в диапазоне 6—7% она остается до настоящего времени. С 2011 года наметилось определенное улучшение качества кредитных портфелей, и доля просрочки на 1 сентября снизилась до 6,1%. Правда, ставки по кредитам поползли вверх лишь в октябре.
Не приведет ли рост ставок, наметившийся сейчас в банках, к еще большему росту просрочки? Александра Лозовая считает, что рост ставок, наблюдающийся в целом сегодня по банковскому сектору, может вызывать незначительное увеличение объема невыплаченных долгов. «Думаю, что в ближайшие полгода уровень просрочки останется в диапазоне 6—7% от совокупного кредитного портфеля физических лиц», — считает Лозовая.
Елена ГОСТЕВА