В интервью Handelsblatt своим мнением по поводу принудительной рекапитализации банков Европы делится вице-президент Бундесбанка Германии
—
— Нам необходимо решение, которое затронет корни проблемы. Наличие в портфелях банков гособлигаций привело к развитию кризиса доверия между институтами. Рекапитализация банков может восстановить доверие между игроками на межбанковском рынке. Но не менее важно найти и решение для выхода из кризиса госдолга в отдельных странах Европы.
— Планируемые ныне в Европе стресс-тесты предполагают более строгие, чем в июле, требования. В какой мере можно доверять надзорным органам, если они так быстро изменяют условия их проведения?
— Европейское ведомство банковского надзора EBA никаких новых стресс-тестов не проводит, а собирает у банков сведения, касающиеся наличия гособлигаций в их портфелях. Летний тест учитывал существовавшие тогда на рынке условия. И если при изменении этих условий надзорный орган привлекает для своей оценки дополнительные данные, то достоверности этот тест не теряет.
— Предстоит масштабная рекапитализация европейских банков. Поможет ли она?
— Движущей силой в настоящее время является финансовый рынок. Если мы исходим из того, что рынок хочет видеть наличие у банков более высокого уровня капитализации, то те институты, которые сейчас этому требованию не соответствуют, после рекапитализации будут восприниматься рынком как более стабильные. Тогда возможно возвращение доверия, а напряженность на межбанковском рынке снова спадет. Однако мне хотелось бы подчеркнуть, что тут необходима правильная оценка ситуации. Политики должны понимать, что в ходе рекапитализации нужно прояснить целый ряд сложных вопросов, например определения соответствующих размеров капитала, выбора подходящего инструментария, а также юридические аспекты.
— До какого предела допустимо принуждение в ходе капитализации банков?
— В принципе, насильственные меры чужды свободному рынку. Исключения же требуют особых юридических обоснований. Вначале владельцы банков должны получить возможность найти капитал на рынке самостоятельно. И только в том случае, если это им не удастся, в дело должно вступать государство. Если же средствами для этого государство не располагает, оно может занять их у Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF). Но при этом использовать представленные EFSF кредиты та или иная страна может только для рекапитализации своих банков.
— Из необходимости какого минимального уровня собственного капитала вы исходите при проведении нынешнего теста?
— Имеется много разных предложений по поводу того, как следует рассчитывать потребность в рекапитализации. Главное же при этом — добиться целей, на которые она направлена. С одной стороны, требования к размерам капитализации должны быть такими, чтобы рынки стали снова доверять европейским банкам. С другой стороны, необходимо гарантировать функционирование европейской кредитной отрасли. Банки должны сохранить свою способность оказывать реальной экономике необходимые услуги.
— Но откуда же возьмутся деньги, ведь одновременно еще нужно выходить из государственного долгового кризиса?
— С одной стороны, есть частные инвесторы, которые ввиду низких рыночных цен могут заинтересоваться некоторыми банками. С другой стороны, наращиванию капитала есть альтернативы. Так, институты могут увеличивать свои резервы путем тезаврации прибыли. В минувшие годы это широко применяли немецкие банки — и по нашему требованию, кстати, тоже. Поэтому-то их положение сейчас лучше, чем в 2008 году.
— Некоторые банки грозят, что скорее продадут некоторые свои подразделения, чем возьмут деньги от государства.
— Это тоже вариант. К примеру, банки могут продать те свои подразделения, которые не имеют для них стратегического значения.
— Все это звучит замечательно, однако в конце концов некоторым банкам все же придется согласиться на капитализацию с помощью государства.
— Может быть, и так. Но в настоящий момент не утверждены ни требуемые квоты собственного капитала, ни сроки, в которые институты должны обеспечить увеличение своего капитала.
— Как вы оцениваете положение, скажем, немецких банков? В ходе последнего стресс-теста некоторые из них не смогли достигнуть уровня собственного капитала даже в 7%.
— Все участвовавшие в стресс-тесте институты, несмотря на жесткие условия теста, его целевые установки выполнили. При этом некоторым немецким банкам помогло то, что за последние годы они добились заметного прогресса в плане обеспечения себя капиталом и ликвидностью. Кроме того, банки Германии использовали первое полугодие 2011 года для того, чтобы за счет реструктуризации портфелей гособлигаций и накопления прибыли укрепить долю собственного капитала.
— Ну а что касается банков-гигантов, проблема «слишком большой, чтобы рухнуть», уже решена?
— Мы приблизились к ее решению. При этом речь тут идет о сотрудничестве различных международных надзорных структур в той же мере, как и в отношении подготовки планов закрытия или реструктуризации, которые сегодня требуют от крупных банков. Кроме того, Евросоюз разрабатывает проект так называемого режима реструктуризации.
— Немецкие сберкассы требуют, чтобы новые правила собственного капитала из свода установок «Базель III» на них не распространялись. Будет ли им это позволено, как, к примеру, маленьким американским банкам?
— Мы в Европе всегда следили за тем, чтобы все банки работали в одинаковых конкурентных условиях. Тем самым мы соответствуем нашим рыночным структурам, которые значительно отличаются от американских. В Европе и крупные, и средние, и маленькие банки по многим направлениям бизнеса находятся в прямой конкуренции.
— А разве не правомерна озабоченность маленьких банков, что когда-нибудь они окажутся похороненными под лавиной различных запросов надзорных органов?
— Что касается банковского надзора в Германии, то объем наших информационных запросов мы всегда соизмеряли с видом, масштабами и уровнем риска сделок соответствующего института. Это означает, что, к примеру, в вопросах управления рисками требования надзора к небольшим кредитным институтам менее объемны и сложны, чем к банкам-гигантам. И то, что маленькие банки стремятся сохранить тот же подход в рамках Евросоюза, вполне объяснимо.
Пост вице-президента Бундесбанка (центробанка) Германии 47-летняя Сабине Лаутеншлегер занимает с 1 июня 2011 года. Основное направление ее деятельности как члена правления — банковский надзор. Кроме того, она является членом Базельского комитета по банковскому надзору (BCBS). До перехода на работу в Бундесбанк
Handelsblatt, перевод Александра ПОЛОЦКОГО