Федеральная служба по финансовым рыкам вернула несовершеннолетним право открывать брокерские счета для приобретения ценных бумаг. А еще подростки могут делать вклады в банках и покупать паи инвестфондов.
Дети-трейдеры, предпочитающие «бродилкам» и «шутерам» унылые графики биржевых котировок? Сегодня таких вундеркиндов встречаешь все чаще. Сын миллиардера Романа Абрамовича Аркадий самостоятельно инвестировал в акции российских нефтедобывающих компаний $626 тыс. Уже по достижении совершеннолетия Абрамович-младший владел собственной фирмой ARA Capital Limited, через которую и вел все дела. На инвестиции в биржевые активы пошли деньги, которые Абрамович-старший выделял на содержание семьи…
Впрочем, инвестировать в ценные бумаги более скромные средства могут и дети простых россиян. Весной этого года Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) лишила было подростков этой возможности: корректируя приказ, описывающий порядок доступа граждан на фондовый рынок, ведомство вычеркнуло детей из числа потенциальных инвесторов. До этого открыть брокерский счет можно было по «основному документу, удостоверяющему личность»: им для граждан России является паспорт, а для детей, у которых нет паспорта, — свидетельство о рождении. В мае регулятор решил уточнить формулировку, предписав брокерам требовать от своих клиентов только паспорт и ничто иное. Но защитники прав детей возмутились — а как же малолетние инвесторы в возрасте до 14 лет, для которых свидетельство о рождении является основным документом? Налицо нарушение их конституционных прав, ведь ни основной закон, ни Гражданский кодекс не запрещают ребенку владеть собственными активами и инвестировать на фондовом рынке.
Оперативность, с какой регулятор исправил свою оплошность, вернув несовершеннолетним доступ на фондовый рынок, поражает. Уже в августе все вернулось на круги своя — ФСФР выпустила поправки к приказу, где оговаривалось, что брокерский счет можно открыть по предъявлению не только паспорта, но и свидетельства о рождении.
Лучшее — детям
Итак, самостоятельные инвестиционные сделки, пусть и не того масштаба, как у сына Романа Абрамовича, для российских детей сегодня вполне доступны. При этом несовершеннолетние, как правило, сами и не приходят открывать брокерские счета, обычно за них это делают родители. Согласно Гражданскому кодексу, если ребенку меньше 14 лет, то торговать ценными бумагами на рынке самостоятельно он все-таки не может, за него это делают родители. Причем при продаже бумаг родителями требуется разрешение органов опеки. «Вы можете приобрести акции, оформить их на своего ребенка, но продать их вы не сможете до достижения им совершеннолетия. Это уже имущество вашего ребенка, и если ему меньше 14 лет, реализовать его вы можете только с разрешения органов опеки», — поясняет вице-президент финансовой группы «БКС» Юрий Минцев. В итоге родители предпочитают открывать счета детям, покупать бумаги и ждать 18-летия чад. Вот такой подарок на совершеннолетие. «Как говорят сами клиенты, а в большинстве своем это мужчины-инвесторы, нет смысла дарить ребенку игрушки, это им мамы надарят, а от отца должен быть серьезный подарок — например, собственный инвестиционный портфель», — говорит PR-директор УК «Альфа-Капитал» Наталья Кузина.
Гораздо проще живется юным инвесторам, которым уже исполнилось 14 лет. Они могут покупать и продавать бумаги самостоятельно, но с письменного разрешения родителей на каждую сделку. Так что в любом случае до достижения совершеннолетия им придется сотрудничать с родителями. Дети-инвесторы — не массовое явление. «Должен сказать, что это единичные случаи», — говорит начальник управления маркетинга и продаж БД «Открытие» Владимир Крекотень. Для многих подростков собственный счет на бирже — это больше элемент имиджа, чем серьезный финансовый инструмент. «У нас есть несколько клиентов-подростков, которые названивают консультантам и интересуются «по-взрослому», чем закрылся день и какие изменения произошли в его портфеле», — рассказывает эксперт.
«Когда 13-летний пацан в окружении одноклассниц и одноклассников беседует со своим инвестиционным консультантом, это сильно поднимает его в своих глазах и глазах окружающих», — говорит Наталья Кузина.
«Детские инвестиционные счета могли бы быть более распространенными, но высокого спроса на детские инвестиционные продукты я пока не вижу, — говорит Владимир Крекотень. — У большинства родителей отсутствует финансовая культура — они не создают сбережения для своих детей в виде ценных бумаг».
«Форекс» — детям не игрушка
Мешает популяризации биржевой игры среди подростков еще одно «но». Регулятор хоть и разрешил им совершать сделки на фондовом рынке, компании, предоставляющие такую возможность, не слишком заинтересованы в такой клиентуре. Многие брокеры
На валютном рынке «Форекс» (от англ. FOReign EX-change — обмен иностранной валюты) между форекс-брокерами и вовсе действует негласная договоренность, согласно которой торговые счета гражданам, не достигшим 18 лет, не открывают. «Если подходить к вопросу c формальной точки зрения, оснований для отказа в открытии счета несовершеннолетним у нас нет, — говорит начальник аналитического отдела Forex Club Андрей Диргин. — Но на уровне внутренних требований мы установили ограничение на открытие торговых счетов лицам, не достигшим 18-летнего возраста. Конечно, дети могут открыть у нас тренировочный счет, для этого документов не требуется, но не более того».
Сами финансисты говорят, что причина ограничений кроется в том, что студенты и школьники в массе своей, во-первых, не обладают достаточными средствами для торговли на валютном рынке, а во-вторых, не владеют необходимыми для этого знаниями. Но на самом деле это даже не главное. «Мы не хотим брать на себя риски — ни юридические, ни моральные, связанные с совершением финансовых сделок несовершеннолетними», — признается Андрей Диргин. Дело в том, что согласно тому же Гражданскому кодексу любая сделка, совершенная малолетним инвестором без согласия его родителей или попечителей, может быть оспорена и признана недействительной. В финансовом мире, где за день совершаются десятки, а то и тысячи спекулятивных сделок, с таким подходом работать невозможно. В самом деле, не требовать же с родителей разрешения на каждую сделку купли-продажи каждой отдельной акции или облигации.
Не акцией единой
Но и без открытия собственного брокерского счета ребенок может стать владельцем инвестиционного капитала. В Гражданском кодексе прямо прописано, что дети с 14 лет могут открывать и распоряжаться банковскими вкладами. То есть юный россиянин, захватив паспорт, может самостоятельно прийти в отделение банка, и отказать в открытии вклада ему не имеют права.
Наравне с банковскими депозитами детям вполне доступны и паи паевых инвестиционных фондов (ПИФ). «Любой ребенок, независимо от возраста, может стать владельцем инвестиционных паев — купить их они могут без каких-либо ограничений», — говорит начальник отдела развития инфраструктурных проектов УК «Альфа-Капитал» Илья Ванин. Но, как и в случае с брокерскими счетами, существует ряд ограничений. Так, открыть лицевой счет ребенку до 14 лет могут только родители, и совершать сделки могут только они. И опять же — продавать принадлежащие ребенку ПИФы можно только с согласия органов опеки.
Что касается несовершеннолетних от 14 до 18 лет, то заявление на открытие счета подписывается ими самостоятельно, а в анкете зарегистрированного лица содержится также и образец их подписи. Но для проведения операции с паями ПИФов опять-таки требуется письменное согласие родителя или опекуна. «У меня у самого несовершеннолетняя дочь, у нее есть паи паевого инвестиционного фонда, которые куплены на мои деньги, — добавляет Юрий Минцев. — Но продать их самостоятельно она не может, пока ей не исполнится 18 лет».
Старый добрый полис
И, наконец, последнее: с советских времен многие, наверное, помнят страховки, которые заботливые родители покупали для своих детей. По достижении совершеннолетия или к свадьбе по таким страховым программам можно было накопить кругленькую сумму. Детские страховые программы есть и сейчас — никуда они не делись. Гарантированная доходность по «детским» счетам в страховых компаниях составляет 3—5% годовых, плюс к этому есть инвестиционный доход, который зависит от ситуации на фондовом рынке. В итоге доходность по «детским» страховым программам по итогам 2010 года по рублевым счетам могла достигать 9% годовых, а по счетам, открытым в долларах или евро, — 7%.
Как и прежде, вы можете открыть страховой счет на ребенка, предъявив свой паспорт и документ, удостоверяющий личность ребенка. «Фактически родство не имеет значения — купить страховой продукт на ребенка может любой взрослый, — говорит Геннадий Пустовалов, руководитель направления по работе с банками Управления обучения компании «АльфаСтрахование». — Но сам страховой продукт на взрослого и оформляется. Ребенок в этом случае является выгодоприобретателем, получая деньги вместо клиента лишь в случае смерти страхователя. В остальных случаях средствами, полученными по окончании срока программы, взрослый клиент распоряжается самостоятельно».
В общем, так или иначе, но наличие прав у ребенка еще не делает его богатым. И его финансовое счастье целиком зависит от щедрости родителей. Хотя бы в виде начального капитала.
Свобода с изъятиями
Российский Гражданский кодекс не учитывает эмансипацию — ранее взросление современных детей и их готовность отвечать за последствия своих поступков. 26-я статья Гражданского кодекса серьезно ограничивает дееспособность детей, не достигших 14 лет: любые сделки от их имени могут совершать только родители или опекуны. Дети в возрасте от 14 до 18 лет, уже имеющие паспорт, на деле никаких самостоятельных финансовых сделок совершать не могут — на все требуется согласие родителей или попечителей. Из этого правила выпадают мелкие бытовые сделки, право распоряжаться своим заработком или стипендией, а также вкладами в кредитные учреждения, невесть каким образом попавшими в этот короткий перечень. Выйти
Байки для детей
Сами компании, работающие на финансовых рынках, активно поддерживают малолетних инвесторов в их интересе к рынку ценных бумаг. Citigroup выпустила для детей книжку «Финансовая грамота» (авторы — Алексей Горяев и Валерий Чумаченко) с красочными иллюстрациями, где серьезные дяди в пиджаках и очках в доступной форме пытаются объяснить будущим Соросам, что такое активы и пассивы, ликвидность или сложный процент. Книжка с байками о финансовом мире пользуется огромной популярностью у финансовых консультантов. Вот, например, такой анекдот:
— А как работают банки? — спрашивает сын у папы-банкира.
— Очень просто, — отвечает папа. — У одних людей банки деньги берут, а другим — выдают.
— Как же так? — не понял мальчик. — Берут и выдают? Почему же тогда банкиры такие богатые?
— А вот смотри внимательно, — говорит папа. — Я у тебя беру шоколадку и отдаю ее твоей сестре. У меня шоколадки нет, но пальцы-то в шоколаде!
Максим ХМЕЛЕВ