На Московской международной финансовой неделе чиновники, аналитики и инвесторы обсудили проблемы создания финансового центра в Москве. Российской столице посоветовали брать пример с Франкфурта-на-Майне, Варшавы и Парижа — там удалось достаточно быстро развить успешные региональные центры, привлекающие зарубежных инвесторов. Помогла стабильная монетарная политика властей, развитая городская инфраструктура и низкий уровень коррупции.
«Работать на рынке, где выигрыш определяется непонятно чем, вернее, понятно чем — знанием и неправомерным использованием информации о предстоящих сделках, наверное, для российского менталитета это нормально», — признал глава ФСФР Дмитрий Панкин. Но работать с международными инвесторами по этим принципам невозможно.
В ФСФР планируют решить проблему с помощью изменений в законах — в следующем году служба подготовит и внесет в правительство проекты поправок примерно в 150 законов. В ближайшее время будет принят и закон о центральном депозитарии, прошедший первое чтение еще в 2007 году.
Максимально упростить и привести к международным стандартам эти законы считает самыми важными задачами на следующий год и Рубен Аганбегян, возглавляющий Московскую межбанковскую валютную биржу. Но главное для развития финансового центра — формирование «внутреннего инвестора». Для этого нужно реформировать паевые инвестиционные фонды, пенсионные фонды и правила страхования жизни. «Пенсионные деньги» стали мощным инвестиционным ресурсом во многих странах, но в России нет механизмов сохранения и приращения денег. Власти медленно движутся в правильном направлении, но «у нас от девяти до 17 регуляторов», — подсчитал Аганбегян количество организаций, прямо и косвенно регулирующих финансовый рынок.
Главным для создания финансового центра остается лояльная налоговая политика и справедливая судебная система, выявил опрос, проведенный среди участников форума: более 54% опрошенных уверено, что это важнее инфраструктуры и финансовой грамотности населения и бизнеса.
Международный финансовый центр нельзя создать по указанию сверху, признал Сергей Васильев, заместитель председателя Внешэкономбанка. По его мнению, это требует длительных обсуждений между бизнесом и чиновниками — выстраивания «мостов». Игорь Вдовин, глава Национального агентства прямых инвестиций, отметил, что Москва проигрывает, например, Гонконгу, в котором из любой точки можно попасть в центр за 20 минут. Вдовин привел такой пример: один знакомый лондонец приехал в Москву в Шереметьево, сел в «неплохую» электричку и приехал на Белорусский вокзал. «Но чтобы дойти до делового центра рядом, ему придется утонуть в грязи по колено. Когда мы прилетаем в Домодедово и едем на электричке, опять же мы выходим на ужасную платформу, которая тут же ломает все представления о финансовом центре навсегда», — поделился наблюдениями Вдовин. Власти скорее предпочитают строить планы по привлечению инвестиций, но не решать реальные проблемы.
У Москвы, по мнению Панкина, есть несколько сравнительных преимуществ: возможность работать на постсоветском пространстве, а также доступ к сырьевым рынкам. С этим не согласна Екатерина Шипова, возглавляющая Институт посткризисного мира, регулярно опрашивающий порядка 250 экономистов, финансистов, политиков и журналистов из различных стран мира. «Брать за образец Гонконг для Москвы — это тупик, ориентироваться на обслуживание только сырьевых компаний — это тупик», — заявила Шипова. По ее мнению, необходимо обслуживание товарного и финансового транзита по оси Европа — Юго-Восточная Азия.
Лидерству России мешает коррупция, «незащищенность частной собственности и госуправление» — многие из экспертов полагают, что это следствие «отсутствия долгосрочного планирования». Шипова уверена, что создание финансового центра в России пока «сомнительная идея в глазах экспертного сообщества». Более серьезно к России мировое сообщество отнесется, если чиновники будут более активно участвовать в обсуждении реформы мировой финансовой системы, добавляет Шипова.
Все предлагаемые меры, указал Ованес Оганесян из «Ренессанс Капитала», направлены на сложную реформу системы, если проводить аналогию с ремонтом автомобиля — на замену расходомера. А можно сделать гораздо проще, например, заменить летние шины на зимние. Среди подобных мер эксперт видит в первую очередь более щедрую дивидендную политику госкомпаний. Это повысит выплаты миноритарным акционерам и поднимет дивидендный доход на всем рынке, а это привлечет еще больше инвестиций, особенно со стороны европейцев.
Ольга ШАМИНА