В октябре банки, которые выпускают так называемые транспортные карты (позволяют оплачивать проезд в метрополитене), намеревались отказаться от этой услуги и покинуть столичную подземку, громко хлопнув дверью. Дело в том, что именно до этого момента они должны были решить, готовы ли принять новые условия руководства метро, которые считали кабальными. Однако, по информации «Известий», большинство кредитных организаций не выполнили угроз, поскольку не захотели терять десятки тысяч клиентов.
Банки уверяют, что дополнительные расходы, связанные с новыми соглашениями с подземкой, на плечи владельцев «пластика» не лягут. Но не все разделяют эту уверенность.
Конфликт разгорелся еще весной, когда Московский метрополитен разослал письма всем 17 кредитным организациям, выпускавшим карты с транспортным приложением, оповестив их тем самым об изменении условий договоров. Разумеется, в худшую для банков сторону. Руководство столичной подземки потребовало переводить средства, потраченные клиентами на поездки (сейчас на них приходится 1% всех поездок), не в кредит, а авансом. Раньше пассажиры «наезжали» определенную сумму, которую метрополитен в конце каждого месяца списывал со счетов кредитных организаций-партнеров. По новым условиям банки должны заблаговременно переводить метрополитену средства, которые клиенты потенциально могут потратить на проезд в будущем. То есть фактически кредитовать подземку. С несогласными глава Московского метрополитена Иван Беседин пообещал расторгнуть контракты в октябре. И сделал бы это, если бы партнеры в результате многомесячной борьбы за свою выгоду не пошли на попятную.
Видимо, поняли тщетность своих метаний. До этого же момента Банк Москвы, Росбанк, Альфа-банк, «Открытие», «Авангард», Газпромбанк, Ситибанк, Транскредитбанк, Московский индустриальный банк (МИБ), Фондсервисбанк, Московский кредитный банк (МКБ) и другие что только не делали. Они писали коллективные письма на имя Беседина, предлагали компромиссы. В частности, банки были согласны списывать деньги с владельцев транспортных карт за проход через турникет практически в режиме онлайн.
Мотивация кредитных организаций была проста: авансовая схема проекта, предложенная метрополитеном, обернется для них большими расходами и неудобствами. Следовательно, издержки будут перенесены на клиентов, вдобавок существенно снизится количество выпускаемых транспортных карт. Как же это сочетается с заявлениями руководства метрополитена о борьбе с очередями в кассах, возмущались представители банков. Но Беседин, по их свидетельству, отверг все предложения.
В итоге некоторые, как Фондсервисбанк, все еще пытаются договориться с метрополитеном, надеясь это сделать в ноябре.
— Мы больше не работаем с метрополитеном, о чем мы уведомили всех клиентов, — сообщил «Известиям» директор департамента обслуживания и сопровождения розничного бизнеса Транскредитбанка (ТКБ) Алексей Киричек.
По его мнению, число банков-партнеров метрополитена в ближайшее время заметно сократится. Но крупные игроки на «подземном» рынке вынуждены были пойти на поводу у Мосметро.
— Мы будем переходить на новую схему работы с метрополитеном, поскольку это единственная возможность продолжать с ним сотрудничество, — сообщил «Известиям» заместитель председателя правления «Авангарда» (второй по величине после Банка Москвы эмитент транспортных карт) Валерий Торхов. — У нас около 20 тыс. держателей карточек метро. Не можем же мы их лишить привычной услуги! Тем более что она востребована.
По словам Торхова, владельцам транспортных карт сам «Авангард» предоставляет беспроцентный кредит, что при авансовой системе, установленной метрополитеном, влечет для банка дополнительные расходы.
— Но на клиентах это не отразится, — уверяет зампред «Авангарда».
Как объяснил вице-президент Ассоциации региональных банков России (АРБР) Олег Иванов, банки сознательно берут на себя подобные расходы, чтобы нарастить клиентскую базу.
— Это маркетинговых ход, связанный, скорее всего, с кросс-продажами. Банки решаются терпеть убытки от каких-то продуктов ради того, чтобы получить прибыль через другие и все в итоге окупить, — говорит Иванов. — А карты метро — это доступ к широкой массе клиентов, и здесь банки готовы идти на издержки.
Такую точку зрения поддерживает вице-президент «Открытия» Сергей Иванов.
— Транспортная карта — в большей степени социальный продукт. Мы пока не рассчитываем на его окупаемость, — признается он.
Тем не менее, как опасается директор департамента розничных продуктов и технологий Промсвязьбанка (этот банк пока не участвует в проекте с метро) Иван Пятков, может быть повышена комиссия за годовое обслуживание транспортной карты, а некоторые банки могут даже предложить клиентам платить за поездки вперед. На данный момент ежегодная комиссия составляет 300—450 рублей в зависимости от категории.
Получить комментарии у руководства в метрополитена в среду не удалось.
Юлия ПОЛЯКОВА