Международная платежная система MasterCard не ляжет в основу универсальной электронной карты (УЭК), призванной стать основным документом россиянина. Во всяком случае, в ближайшие
— Сейчас там (на УЭК. — «Известия») только ПРО100. MasterCard пока там не планируется, — сообщил старший вице-президент Сбербанка Виктор Орловский. — В первые 2—3 года (со старта проекта. — «Известия») это будет карта с российской системой ПРО100.
По словам Виктора Орловского, решение было принято коллегиально и закреплено в правилах системы, принятых Минэкономразвития. Не исключено, что «приговор» окончательный. В 2014 году социальными картами с банковским приложением должно быть обеспечено все население страны. Инфраструктура УЭК (сочетает в себе документ, удостоверяющий личность, полис обязательного медицинского страхования, свидетельство обязательного пенсионного страхования, банковскую карту и является социальным приложением) будет «заточена» под ПРО100. А коней на переправе не меняют. Тем более что Сбербанк — крупнейший акционер ОАО «УЭК» (34%).
— Не предполагается использование так называемого кобейджа, то есть одновременного размещения двух приложений — ПРО100 и международной платежной системы, — комментирует Виктор Орловский. — Это не означает отсутствия взаимодействия (с международными платежными системами. — «Известия») на технологическом уровне.
Действительно УЭК уже сотрудничает с MasterCard — использует ее технологию Mchip (международный стандарт для операций по банковским картам с чипом). Но дальше отношения не развиваются.
Хотя компания MasterCard была бы и не против.
— Мы всегда были не против такой кооперации, так как MasterCard имеет технологическое решение для создания социальных приложений и опыт внедрения социальных карт, — сообщил операционный директор МasterСard Андрей Тарусов.
Но Орловский считает, что у ПРО100 есть множество преимуществ. Это возможность устанавливать льготные тарифы, гибко менять правила системы, ориентировать ее систему на работу в сфере предоставления государственных услуг.
— Предполагается более широкое использование УЭК, чем просто платежного инструмента, и это требует наличия возможностей по гибкой настройке всех приложений, размещенных на карте. Отсутствие такой гибкости сделает систему нежизнеспособной, — уверен Виктор Орловский.
Но, по свидетельству участников рынка, система ПРО100 пока только тестируется. На ее внедрение (техническую инфраструктуру и раскрутку) понадобятся сотни миллионов долларов и не один год. Так что без партнерства с международной платежной системой в сроки, установленные правительством России, внедрить УЭК вряд ли удастся. Уже с 1 января 2012 года, подав соответствующее заявление, россияне смогут стать обладателями УЭК, а с 2014 года универсальными картами должно быть обеспечено все население страны. Есть сомнение, что с нового года карты ПРО100 одновременно начнут принимать все предприятия торговли и услуг на всей территории России.
В MasterCard эту точку зрения не комментируют. Получить комментарии другой крупной международной платежной системы — Visa — не удалось.
В совмещении ПРО100 с другой платежной системой в рамках УЭК эксперты действительно не видят смысла.
— Теоретически это возможно. Но, допустим, у человека есть карточка, где присутствуют две платежные системы. Если Visa и MasterCard принимаются везде и на понятных условиях, а ПРО100 почти никто не знает — что вы предпочтете? — задается вопросом источник «Известий», хорошо знакомый с технологией проекта УЭК.
Насколько монополия на использование платежной технологии в крупномасштабном государственном проекте заинтересует антимонопольную службу, пока точно сказать нельзя. Как сообщили в пресс-службе ФАС, жалоб по этому поводу пока не поступало.
― Чтобы понять, присутствуют ли в данном случае какие-либо нарушения антимонопольного законодательства, надо глубоко изучить вопрос, ― сказали в ведомстве.
Юлия ПОЛЯКОВА