Бизнес UBS не может быть основан на двух направлениях, которые в последние годы развивались одинаково интенсивно, — инвестбанкинге и управлении средствами богатых клиентов, считает исполняющий обязанности гендиректора банка Серджио Эрмотти. 17 ноября на встрече с инвесторами он должен объявить о сокращении инвестбанковского бизнеса, сообщили WSJ люди, знакомые с его планами.
О продаже или выделении инвестбанковского бизнеса в отдельную компанию речи не идет, но тем не менее стратегию банка, потратившего миллиарды долларов на поглощения ради развития инвестбанковского бизнеса, сопоставимого с крупнейшими инвестбанками Уолл-стрит, ждут радикальные изменения. Главным образом они затронут отдел фиксированной доходности. В июне в инвестбанковском бизнесе UBS было занято 17 776 человек. Из них несколько тысяч трейдеров и банкиров трудятся в США — в Нью-Йорке и Стэмфорде (штат Коннектикут), где расположена трейдинговая платформа UBS, одна из крупнейших в мире. Этим летом UBS объявил о планах сократить 3500 рабочих мест, половина из которых приходится на инвестбанковское подразделение.
Результатом сокращения инвестбанковского бизнеса должно стать уменьшение капитала в нем. Сейчас на инвестбанковский бизнес приходится две трети активов банка, общий объем которых составляет 1,3 трлн франков ($1,4 трлн). На встрече с инвесторами Эрмотти расскажет, что эта доля значительно снизится и больше ресурсов будет отдано подразделению по управлению средствами богатых клиентов — в первую очередь в Европе, Азии и США.
Сокращения затронут не весь инвестбанковский бизнес UBS. Часть его по-прежнему будет помогать подразделению по управлению средствами богатых клиентов, продавая им финансовые продукты. Оно также будет работать с компаниями и управляющими фондов на рынке акций, валюты, рынках капитала и консультировать по слияниям и поглощениям.
Потери в основном ожидают бизнес фиксированной доходности инвестбанка UBS. До кризиса этот бизнес приносил UBS неплохой доход, но в 2007—2008 гг. во многом именно
«UBS — это глобальный интегрированный инвестбанк, ядром которого является private wealth management, — говорит главный управляющий директор UBS по России и СНГ Николас Йордан. — Это глобальная модель и структура бизнеса UBS, в России мы работаем по такой же модели. UBS был в первой тройке инвестбанков на российском рынке до кризиса, и кризис серьезно затронул позиции UBS в Европе, это не секрет. Но мы очень успешно вышли из этого кризиса, и теперь у нас один из самых высоких показателей капитализации в мире среди банков. Мы снова решили сфокусироваться на российском рынке, наняли большое число новых банкиров и открыли целый ряд новых бизнесов. С намерением вернуться в тройку лидеров рынка инвестбанковских услуг в России. В довольно скором будущем мы сможем это сделать. Даже несмотря на кризис».
Намерения Эрмотти могут обернуться для инвестбанковского подразделения UBS дополнительным сокращением 1700 рабочих мест, полагают аналитики JPMorgan Chase. По их оценке, банк мог бы сократить активы бизнеса фиксированной доходности, взвешенные с учетом риска, на 70 млрд франков ($77,4 млрд), высвободив 7 млрд франков капитала.
Татьяна БОЧКАРЕВА