В пятницу Еврокомиссия сообщила о разрешении всех спорных вопросов с Россией о вступлении в ВТО. Главный из них касался нового режима промсборки иностранных автомобилей. Россия продлила льготные пошлины на импорт комплектующих (не более 5%) до 2020 г. При этом производители обязались выпускать 300 000 единиц техники в год при уровне локализации производства не менее 60%. А это грозит существенно снизить их импорт из Европы. Соглашения по новым условиям подписали пять консорциумов автопроизводителей (в том числе «АвтоВАЗ» — Renault — Nissan — Daimler — «Камаз», «Ford-Соллерс» и Volkswagen) и около 200 автокомпонентных компаний, сообщало Минэкономразвития.
ЕС не устраивал объем льгот и период их действия, рассказывали «Ведомостям» чиновники, знакомые с ходом переговоров по ВТО. Предлагалось сократить срок до 2018 г., но это бессмысленно — к тому моменту лишь наступает период окупаемости ряда проектов по промсборке, указывает сотрудник одного из автопроизводителей. Россия отстояла позицию: изменений в подписанных соглашениях не будет. Зато согласован механизм компенсаций на тот случай, если объем импорта в Россию автокомплектующих из стран ЕС снизится, сообщила Еврокомиссия, не раскрыв деталей.
Речь идет о введении тарифной квоты при падении импорта комплектующих не менее чем на 25% по отношению к 2010 г. при условии, что авторынок России будет расти, рассказал «Ведомостям» чиновник Минпромторга. Если сокращение импорта составит 25%, по льготным ставкам можно будет ввозить 75% комплектующих. Но если падение будет глубже, будет снижаться и тарифная квота, и при 40%-ном снижении импорта льготные ставки вообще перестают действовать. Другой чиновник, участвующий в переговорах с ЕС, подтвердил информацию.
Европейцы стараются защититься от падения производства комплектующих и сокращения рабочих мест. Но реализация такого сценария маловероятна, считает один из собеседников «Ведомостей». За базу взят 2010 год, когда производство автомобилей в России находилось на относительно низком уровне и при прогнозирующемся росте рынка даже с учетом выполнения требований по локализации падение импорта не достигнет 25%, указывает он.
В пятницу же Россия и ЕС сняли самый «долгоиграющий» спорный вопрос — взимание платы с иностранных авиакомпаний, летающих из Европы в Азию через Сибирь. Получатель денег — «Аэрофлот». Россия гарантировала, что в ближайшие недели система платежей изменится. Сумма будет сокращена, но пока не ясно на сколько, говорит чиновник Минтранса.
Грузия думает
Теперь Россия должна получить согласие на членство в ВТО от США и Грузии. С США никаких проблем. А вот условие Грузии невыполнимо — она хочет получить контроль над границей России с Абхазией и Южной Осетией. Министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что согласие Грузии необязательно. Принять Россию можно голосованием, но прецедента все же создавать не стоит, отметил он.
Анастасия ДАГАЕВА, Алексей НЕПОМНЯЩИЙ, Евгения ПИСЬМЕННАЯ, Дмитрий КАЗЬМИН