Евросоюз завершил переговоры с Россией о присоединении ее к Всемирной торговой организации (ВТО). «Сдав» европейским автоконцернам протекционистский режим промсборки автомобилей в ЕС на почетных условиях, делегация РФ решила последний торговый вопрос на переговорах по ВТО. Последний политический вопрос решится в ноябре 2011 года на переговорах с Грузией. Россия уже согласилась на электронный контроль почти отсутствующей внешней торговли с Южной Осетией и Абхазией, обе стороны разделяют теперь чисто политические вопросы.
Окончательное решение транспортного вопроса
Россия и Евросоюз на прошлой неделе завершили переговоры о вступлении России в ВТО. Как следует из официального сообщения Еврокомиссии в пятницу, последний спорный вопрос о режиме промсборки автомобилей был урегулирован на переговорах в Брюсселе. «Мы достигли соглашения по последним оставшимся двусторонним вопросам, открыв путь для вступления России в ВТО до конца этого года»,— говорится в заявлении еврокомиссара по торговле Карела де Гюхта.
Россия ввела с 2011 года новый режим промсборки, распространив его только на крупных производителей, гарантирующих в течение нескольких лет выход на производительность в 300 тыс. автомобилей в год. Через три года уровень локализации должен составлять 30%, на пятый год — 40%, на шестой — 55%. Для уже существующих производств также был составлен жесткий график роста локализации до 60%. Подобные требования вызвали жесткую реакцию ЕС, опасавшегося перетекания рабочих мест, прежде всего по производству автокомпонентов, в Россию. В результате потребовался новый раунд переговоров по условиям вступления России в ВТО.
Достигнутое соглашение, суть которого пока не раскрывается, предусматривает механизм «компенсации» ЕС, если введенный Россией новый режим промсборки приведет к снижению экспорта автокомпонентов из Европы. «Это минимизирует негативное влияние на рабочие места в ЕС»,— говорится в заявлении Еврокомиссии. Достигнутые договоренности отражают «баланс интересов автопроизводителей, уже инвестировавших в Россию, европейских производителей, экспортирующих автокомпоненты, а также самой России, желающей модернизировать свою экономику».
Глава российской делегации на переговорах по ВТО Максим Медведков пояснил «Ъ», что «компенсации» не предусматривают каких-либо выплат ЕС, он пояснил, что в рамках договоренностей с ЕС действующие соглашения по промсборке будут действовать в течение переходного периода, после чего перестанут действовать. «Мы не оговариваем способов перехода (от норм соглашения по промсборке к нормам ВТО, запрещающим объявлять локализацию автокомпонентов условием инвестсоглашений с компаниями.— «Ъ») — он просто должен будет произойти к согласованному времени»,— сказал господин Медведков. Из его слов следует, что новых «квот» по объему промсборки не будет, по завершении переходного периода автосборка в РФ будет полностью соответствовать нормам ВТО. Под «компенсацией», скорее всего, имеется в виду обязательство РФ снизить таможенные пошлины на автомобили и компоненты в оговоренных случаях.
Кроме того, «ЕС получил гарантии от России, что соглашение об изменении системы взимания роялти за транссибирские перелеты, которая сейчас дорого обходится европейским авиакомпаниям, вступит в силу в ближайшие недели»,— говорится в заявлении Еврокомиссии. При этом уже в пятницу Минтранс РФ заявил, что «консенсус» по этому вопросу пока не достигнут. Но у РФ уже есть соглашение с Еврокомиссией на этот счет, зафиксированное в 2003 году в предварительном протоколе о согласии с ЕС о присоединении РФ к ВТО. По нему все «транссибирские» выплаты в пользу «Аэрофлота» (более $400 млн в 2008 году, по данным Еврокомиссии, цифры за последующие годы не публиковались) должны быть отменены с 2013 года. Чтобы вопрос не был препятствием на пути РФ в ВТО, России достаточно лишь придерживаться договоренностей десятилетней давности.
Торговля, география и дипломатия
Таким образом, последним участником ВТО, с которым РФ не договорилась о поддержке ее присоединения к организации, является Грузия. Несмотря на формальную безрезультатность всех раундов переговоров, проходящих при посредничестве Швейцарии, «торговая» сторона вопроса на них также практически решена. До 2 ноября, когда будет сформирована повестка дня министерской конференции ВТО 15—17 декабря 2011 года (именно на этой конференции может быть принято решение о присоединении РФ к ВТО в 2011 году), России и Грузии остается лишь принять решение о внешнеполитической стороне дела.
Основным вопросом на переговорах РФ-Грузия является режим контроля над перемещениями товаров на границе РФ с Южной Осетией и Абхазией. РФ считает эти анклавы независимыми государствами, Грузия — собственной территорией. Раунд переговоров 20 октября в Женеве был безуспешным, но источник «Ъ» в госканцелярии Грузии пояснил, что, «возможно, новые переговоры состоятся уже в конце месяца». «Пока нет особых причин для оптимизма, но мы с уважением относимся к швейцарскому посредничеству и готовы вести переговоры на основе компромиссных предложений президента Швейцарской Конфедерации»,— пояснил собеседник «Ъ». Имеется в виду предложение президента Швейцарии Мишелин Кальми-Рей о создании электронной системы слежения за передвижением товаров на абхазском и южноосетинском участках границы.
Содержательно это решает «торговую» часть вопроса и часть политического: мониторинг торговых потоков (практически отсутствующих у РФ и Южной Осетии и в пределах десятков миллионов долларов в год с Абхазией) дает Грузии возможность контролировать перемещения военных грузов в регионе. Заместитель министра иностранных дел Грузии глава грузинской делегации на женевских переговорах Серги Капанадзе заявил «Ъ»: Россия предпринимала попытки согласиться с электронной системой мониторинга, но отвергает физическое присутствие международных наблюдателей (в частности, «мониторов» ЕС) на спорных участках границы. «Наша позиция остается неизменной,— пояснил он «Ъ».— Размещение международных наблюдателей и электронная система контроля — две части единого пакета, изъять из этого пакета одну составляющую не удастся». Грузия указывает на то, что аналогичное соглашение достигнуто на приднестровском участке молдавско-украинской границы.
Электронная система мониторинга под международным контролем уже сама по себе предполагает «внешних» операторов этой системы на местах: и Россия, и Грузия в данном случае спорят лишь о статусе наблюдателей с точки зрения международного права. Помимо этого, Грузия настаивает на внесении терминов «абхазский и южноосетинский участки российско-грузинской границы» в окончательный документ: это даст правительству Грузии возможность объявить соглашение с РФ внешнеполитической «победой».
Цена вопроса выше «Боржоми»
Россия уже пыталась решить вопрос с Грузией на «коммерческой» основе: напомним, в октябре 2011 года глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, который в 2006 году ввел запрет на импорт любой грузинской продукции в РФ, объявил о переговорах с некими «грузинскими виноделами», а также с руководителем оппозиционной партии «Свободная Грузия» Кахой Кукава об открытии российского рынка для продукции Грузии. «Мы уже достигли принципиального согласия, что грузинское вино и «Боржоми» могут вернуться на российский рынок до конца года,— сообщил «Ъ» Каха Кукава.— Мешает лишь неконструктивная позиция грузинских властей, которые пугают бизнесменов и пытаются убедить виноделов в том, что Москва якобы их обманет». Но мало кто из грузинских политиков и экспертов верит, что грузинская продукция действительно вернется на российский рынок даже в случае согласия Тбилиси на членство России в ВТО. «Ничто не помешает главе Роспотребнадзора вновь запретить импорт грузинской продукции на следующий же день после вступления России в ВТО,— пояснил «Ъ» независимый эксперт Давид Авалишвили.— Устав ВТО никак не ограничивает права ее членов вводить запреты, если они мотивированы соображениями охраны здоровья населения».
Ряд экспертов обращает внимание на то, что в разгар переговоров с РФ правительство Грузии приняло решение об IPO Международной корпорации нефти и газа Грузии и Грузинской железной дороги (25—30% акций) на Лондонской фондовой бирже. Пакеты оцениваются в Грузии в $1—1,5 млрд, возможное участие инвесторов РФ в их покупке (в частности, «Газпром» неоднократно интересовался покупкой бумаг нефтегазовой группы, которая владеет грузинским участком магистрального газопровода Россия-Грузия-Армения) теоретически может рассматриваться как цена компромисса по ВТО для России.
Парадоксально, но именно в политической сфере «победа» России или Грузии, в отличие от сферы внешней торговли, каких-либо реальных свершений означать не будет. Присутствие или отсутствие на границах наблюдателей ЕС, не признающего Южную Осетию и Абхазию, никак не изменит позиции ЕС и США по «грузинскому вопросу». При этом «торговая» цена вопроса для России выше, чем для Грузии. Конфликт 2008 года уже заставил Грузию переориентировать торговые потоки из РФ. Очередная же эфемерная «победа» над Грузией (и, как следствие, неприсоединение к ВТО) будет означать для России отказ от преференциального режима торговли с 153 странами мира.
Путь России к членству в ВТО
В 1979 году СССР подал заявку на получение статуса наблюдателя в Генеральном соглашении о тарифах и торговле (ГАТТ, предшественник ВТО), добившись его к 1990 году. В 1992 году Россия унаследовала статус, а в 1993-м подала заявку на полноценное членство. К февралю 1994 года был собран пакет необходимых документов, но с января 1995 года ГАТТ преобразовалось в ВТО, и заявку пришлось переоформлять.
В июле 1995 года в Женеве прошло первое заседание рабочей группы по присоединению России к ВТО, после которого вице-премьер Олег Давыдов заявил: «Мы рассчитываем, что это может произойти уже в 1996 году». На деле переговоры затянулись, и новой датой вступления был назван 1998 год. После дефолта августа 1998 года ВТО отложила российскую заявку до урегулирования ситуации с суверенным долгом.
В 2000 году Москва возобновила двусторонние переговоры с участниками ВТО. В марте 2001 года премьер Михаил Касьянов обвинил европейских партнеров в предъявлении «завышенных требований», в частности о разделе «Газпрома». В мае 2004 года ЕС подписал протокол о завершении переговоров, добившись лишь частичного роста внутренних цен на газ. В октябре 2004 года удалось договориться еще с одним ключевым членом ВТО, Китаем, а в ноябре 2006 года — с США.
Тем временем в июле 2006 года свое согласие отозвала Грузия, переговоры с которой были завершены в 2004 году. Причинами стали запрет на ввоз грузинских вин и минералки и отсутствие грузинского таможенного контроля на границах России с Абхазией и Южной Осетией. При этом в 2007 году закончился 12-летний срок, предусмотренный уставом ВТО для рассмотрения заявок, и Москве пришлось переоформлять двусторонние протоколы. В августе 2008 года после пятидневной войны Россия и Грузия разорвали дипотношения, и переговоры между странами по ВТО были заморожены.
В июне 2009 года Москва объявила, что хочет вступать в ВТО совместно со странами Таможенного союза Белоруссией и Казахстаном, но через три месяца отказалась от этой идеи. Одновременно появлялись новые разногласия с европейскими партнерами, например по пошлинам на круглый лес или режиму промсборки автомобилей. В марте 2011 года в Швейцарии возобновились консультации с Грузией, и вскоре Роспотребнадзор заявил о готовности допустить грузинские продукты на российский рынок.
Александр ГУДКОВ, Егор ПОПОВ, Дмитрий БУТРИН, Георгий ДВАЛИ