Принадлежащий Олегу Дерипаске банк «Союз» резко затормозил свое развитие. Активы банка выросли за прошлый год на 10,6%, а прибыль и вовсе упала на 0,5%. Зато у «Союза» резко вырос розничный бизнес, который, впрочем, стал еще более убыточным.
В позапрошлом году Олег Дерипаска мог быть доволен итогами работы «Союза» — за 2005 г. активы банка выросли на 50% до 62,8 млрд руб., а прибыль — в восемь раз до 2,9 млрд руб. В том же году «Союз» стал активно развивать розничный бизнес. Однако в 2006 г. итоги работы банка оказались не столь радужными. Активы «Союза», судя по консолидированной отчетности банка по МСФО, выросли за прошлый год на 10,6% до 69,5 млрд руб., а прибыль и вовсе упала на 0,5% до 2,8 млрд руб.
Не слишком впечатляюще на общем фоне (48%-ный прирост по всей системе) выглядит увеличение кредитного портфеля «Союза» на 6% с 30,4 до 32,3 млрд руб. Впрочем, объем кредитования граждан вырос за год в полтора раза с 5,4 до 8,2 млрд руб. Займы физлицам по объему вышли на
«Ничего удивительного в этих убытках нет, — считает зампред правления банка Владимир Изутин. — В рознице можно зарабатывать лишь на масштабах, а эти масштабы сначала нужно построить, чем мы сейчас и занимаемся». Он пояснил, что в 2005—2006 гг. банк вкладывал миллионы долларов в развитие своей сети, бренд и IT. «Сейчас у нас инвестиционная стадия проекта, который должен повысить стоимость банка для акционеров, ведь именно наличие большой розницы позволяет увеличивать мультипликатор стоимости к капиталу банку ", — говорит Изутин. По его словам, помимо инвестиций в развитие розницы на росте прибыли «Союза» сказалась и менее агрессивная политика банка на фондовом рынке в 2006 г.
«Главное, что банк диверсифицировал свой бизнес и снизил зависимость от ценных бумаг — нас это радует, — утверждает кредитный аналитик компании Standard & Poors Екатерина Трофимова. — Серьезным игрокам на розничном рынке приходится вкладывать значительные средства в развитие бизнеса, которые окупятся лишь в долгосрочной перспективе». Для Moodys принципиально то, что банк способен генерировать прибыль устойчивыми темпами, добавляет аналитик этой компании Андрей Артихин.
ПРОБЛЕМНАЯ РОЗНИЦА
Многие российские банки делают ставку на розницу, однако далеко не всем этот сегмент приносит прибыль. Например, розничный бизнес МДМ-банка принес ему в 2006 г. убыток в 1,3 млрд руб. Впрочем, лидер рынка потребительского кредитования — банк «Русский стандарт» чувствует себя прекрасно: за 2006 г. прибыль банка составила 9,6 млрд руб.
Банк «Союз» (ранее «Ингосстрах-Союз») основан в 1993 г. По данным «Интерфакс-ЦЭА», по итогам 2006 г. занимал
Рустам САИДМУРСАЛОВ