«ВТБ Капитал» в начале 2012 г. завершит первый этап формирования инвестфонда VTB Capital Agri Fund для вложений в агроактивы. «Первоначальный объем фонда в $250 млн предполагается аккумулировать в I квартале 2012 г. Параллельно с формированием фонда мы будем проводить сделки в отрасли», — сказал «Ведомостям» руководитель управления прямых инвестиций и специальных проектов «ВТБ Капитала» Тим Демченко. Предполагается, что объем фонда составит $650 млн с возможностью увеличения до $1 млрд. Фонд, по словам Демченко, будет приобретать активы, обеспечивающие полный цикл производства — от растениеводства до хранения, логистики и частичной переработки.
Покупать фонд планирует некрупные проекты — которые возможно выкупить полностью или получить в них контроль (покупка миноритарных долей фонду неинтересна), рассказал Демченко «Ведомостям». В частности, по словам инвестбанкира, «ВТБ Капитал» рассматривает приобретение земельных активов площадью 9000—15 000 га, отдельных элеваторов, точечные проекты в отрасли животноводства. Сейчас «ВТБ Капитал» рассматривает ряд проектов в России и Казахстане, сказал Демченко, отказавшись раскрыть детали. О первых результатах, по его словам, «ВТБ Капитал» планирует объявить в первой половине 2012 г.
Фонд на $1 млрд будет одним из крупнейших мировых фондов, инвестирующих в сельское хозяйство, говорит директор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев. По его словам, сейчас вложения в сельское хозяйство оправданны: сектор недоинвестирован, а вложения позволяют повысить эффективность хозяйств. «Сектор сельского хозяйства выбран абсолютно правильно — он недоинвестирован и может принести реальную отдачу», — соглашается топ-менеджер одного из крупнейших российских агрохолдингов, попросивший об анонимности. «В этом сегменте успешных менеджеров крайне мало, а успешных компаний — единицы», — предупреждает Алексей Кривошапко, директор Prosperity Capital Management. У инициативы есть шанс, если удастся решить вопрос управления: соблюсти баланс между централизацией и автономностью работы хозяйств, которые предстоит купить, считает гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько.
Но выбранная стратегия — покупка некрупных хозяйств — смущает опрошенных «Ведомостями» экспертов. Если фонд рассчитывает на приобретение destressed-активов, то конкурировать с уже работающими крупнейшими игроками, у которых есть знание рынка и деньги, будет сложно, предупреждает топ-менеджер агрохолдинга: «У нас есть экспертиза, мы уже представлены непосредственно на местах, и у нас уже выстроены отношения с губернаторами». «Инвестиции в землю под производство зерновых, особенно без сахарной свеклы, на наш взгляд, в России не могут быть достаточно эффективными. Стоимость и производственные затраты для пшеницы и ячменя таковы, что рентабельность производства очень низкая. И если сельхозбизнес не интегрирован с протеиновым производством (птице- или свиноводством, производством молока), то возврат инвестиций может исчисляться десятками лет», — считает аналитик «Ренессанс капитала» Наталья Загвоздина. А инвестиции в покупку сельхозземель с прицелом на дальнейшую продажу по более высокой цене, по ее мнению, еще более рискованны: «Переоценки вверх в том масштабе, на который рассчитывают организаторы фонда, может не произойти, что мы уже видели в 2005—2009 гг.».
Альтернатива
«Гораздо эффективнее с точки зрения отдачи был бы фонд, инвестирующий в акции публичных агрокомпаний, которые сейчас стоят очень дешево, — считает топ-менеджер агрохолдинга. — А $1 млрд — это компания масштаба «Русагро» и «Черкизово». Капитализация «Русагро» на Лондонской фондовой бирже вчера составила $972 млн, «Черкизово» — $788 млн.
Мария ДРАНИШНИКОВА, Татьяна РОМАНОВА, Александра КРЕКНИНА, Анфиса ВОРОНИНА