В ближайшую субботу «оккупанты Уолл-стрит» и их прародители — канадская группа «Эдбастерс» (Adbusters) призывают своих сторонников провести собственный «саммит» в пику грядущему 3—4 ноября G20. Стихийное движение все больше обрастает признаками организации. Решения принимаются на «генеральных ассамблеях», и уже имеется программа, хотя и с легким налетом романтики. Главный пункт — требование к мировым правительствам ввести «налог Робин Гуда» — однопроцентную пошлину на все финансовые трансакции.
Правительства большинства стран пока видят в «оккупантах» лишь не совсем адекватных новых антиглобалистов. Но многие независимые эксперты вполне серьезно оценивают как потенциальную мощь движения, так и их экономические тезисы. Представители «оккупантов» уже озвучили цели: замедлить «быстрые деньги» на финансовых рынках, вернуть средства в реальную экономику и социальную сферу.
— Это движение есть еще одно свидетельство серьезности кризиса — демонстрация того, что нужно менять спекулятивную модель экономики, — говорит директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. — «Оккупанты» в формате лозунгов озвучили предложения, которые уже выдвигались в различных формулировках и главой Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу, и много ранее — нобелевским лауреатом Джеймсом Тобином. Налог на спекулятивные финансовые операции может стимулировать трансформацию действующей модели экономики.
Действия властей разных стран не приводят к удовлетворительным результатам. За последние 3—4 года многие обыватели насмотрелись на то, как мировая элита решает проблемы единственным способом — накачивая деньги в финансовую систему. При этом улучшения в реальной экономике так и не наблюдается, безработица по-прежнему высока.
— Настал момент, когда аполитичные и непрофессиональные люди начали объединяться для выражения своей позиции, — говорит директор Центра макроэкономического прогнозирования компании «БДО Юникон» Елена Матросова. — Выражение требований в не слишком серьезной форме — вроде «налога Робин Гуда» — не означает, что к ним следует относится снисходительно. Нельзя забывать, что революции начинаются снизу. Если в экономике действительно начнется рецессия, можно представить, что в протесты будет вовлечено все большее число людей.
И все же самим «оккупантам», считают политологи, вряд ли удастся трансформироваться в организованную политическую силу, скорее их лозунгами воспользуется какое-либо из существующих политических движений. При этом их программу можно оценить как весьма умеренную.
— Налог на финансовые операции не решит проблему спекуляций, для этого надо национализировать финансовые структуры и ввести полный запрет на определенные виды спекулятивных операций, — говорит Борис Кагарлицкий, директор Института глобализации. — Но сам факт протестного движения демонстрирует наличие институционального кризиса, когда мнение большинства вступает в противоборство с существующим консенсусом между политиками и бизнесом. И уже этот кризис может получить разрешение в виде изменения политической системы.
Пока же это дело будущего, а в ближайшее время многие города мира ожидают лишь новых волнений и митингов.
Юлия МИРОНОВА