Обновленный график погашения внешнего долга на 1 июля 2011 года, опубликованный вчера ЦБ, демонстрирует резкое увеличение выплат частного сектора по связанному короткому долгу в третьем квартале 2011 года. Увеличение нерыночных долговых сделок указывает на отсутствие доступа российских компаний к долгосрочному рефинансированию на внешних рынках
Предыдущий график выплат по внешнему долгу ЦБ публиковал по состоянию на 1 апреля 2011 года. За прошедший квартал он претерпел заметные изменения: опубликованный вчера график на 1 июля 2011 года демонстрирует изменение настроений частного сектора и ответную реакцию материнских компаний на проблемы в финансовом секторе.
Третий квартал 2011 года оказался пиковым с точки зрения погашения внешних долгов российских компаний и банков. Если график на 1 апреля не предполагал такого пика, то, согласно графику, на 1 июля банки выплатили на $9,4 млрд больше долга и процентов, чем предполагали, а компании — на $10,4 млрд. Данные ЦБ указывают: столь резкое увеличение выплат полностью объясняется увеличением погашения задолженности перед материнскими компаниями. Так, плановые выплаты основного долга банков перед прямыми инвесторами в третьем квартале увеличились на $9 млрд, а компаний — на $4 млрд. Еще чуть более $5 млрд выплат нефинансового сектора — «прочая задолженность», происхождение которой аналитики однозначно объяснить не могут. Судя по тому, что в апреле компании ее не предвидели, она образовалась либо за счет специфических краткосрочных связанных кредитов материнских компаний, либо за счет изъятия материнскими компаниями долгов «до востребования».
Обновленный график ЦБ указывает на фактическое отсутствие доступа к длинным деньгам на внешних рынках и проблемы с рефинансированием долга частного сектора. «График выплат подтверждает тот факт, что долг не рефинансируется»,— отмечает Дмитрий Полевой ING Russia. Олег Солнцев из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования считает, что резкий рост запланированных на третий квартал выплат объясняется увеличением числа коротких займов «внутри холдингов». «Это непрозрачные нерыночные сделки, их динамика трудно предсказуема»,— добавляет он. Алексей Моисеев из «ВТБ Капитала» не считает, что данные долгового графика свидетельствуют о росте сделок с краткосрочным долгом. По его словам, неожиданный пик выплат в третьем квартале де-факто является репатриацией капитала материнскими структурами. Но с уверенностью об этой тенденции господин Моисеев говорит только в отношении банковского сектора. «В статистике графика выплат слишком много шума, я ей не доверяю»,— поясняет он. Между тем о росте краткосрочных заимствований (до года) может свидетельствовать и очередной пик долговых выплат, появившийся во втором квартале 2012 года.
Долговой график не объясняет сентябрьского ускорения чистого оттока иностранного капитала — пик выплат в третьем квартале, согласно ему, приходится на июль. Кроме того, напомним, внешний долг за третий квартал 2011 года впервые с 1 июля 2010 года, по данным ЦБ, сократился на $19,2 млрд, из этой суммы $14,7 млрд выплачено компаниями, $2 млрд — банками, а оставшиеся $2,5 млрд — государством (см. «Ъ» от 7 октября). Олег Солнцев убежден: объяснение «локального пика оттока в августе-сентябре» — увеличение иностранных активов банков. Впрочем, по его словам, несмотря на то что «тренд по курсу рубля был переломлен и негативные ожидания поостыли, отток капитала продолжается». Напомним, по состоянию на третий квартал чистый отток иностранного капитала составил практически $50 млрд. Если верить графику погашения долга, то за четвертый квартал 2011 года при прочих равных условиях Россию должно покинуть еще $32 млрд в виде выплат по телу долга.
Алексей ШАПОВАЛОВ