ДжиИ Мани Банк, специализирующийся на экспресс-кредитовании, вскоре объявит о запуске ипотечной программы. Ее отличие от аналогичных продуктов заключается в том, что программа будет предусматривать возможность списания банком долга. Участники рынка считают ход уникальным по эффективности, но опасаются, что он усугубит риски невозвратов не только на рынке ипотеки, но и в других сегментах розничного кредитования.
Как стало известно Ъ, ДжиИ Мани Банк во вторник объявит о запуске принципиально нового для него продукта — ипотечных кредитов. При этом ДжиИ намерен не только выдавать собственные ипотечные кредиты, но и рефинансировать кредиты, выданные другими банками. Дополнительным стимулом для заемщиков, призванным сделать продукт привлекательным, станет возможность в случае форс-мажорных обстоятельств списать остаток долга. В банке обещают запустить новинку до конца года, в настоящее время технология прощения долга еще только прорабатывается.
Ипотечный кредит ДжиИ Мани Банка выдается на срок до 30 лет. В долларах кредит можно получить по фиксированной (9—12,5%) или плавающей (LIBOR плюс 4%-LIBOR плюс 6,5%) ставке. Рублевая ипотека будет выдаваться только по плавающей ставке MosPrime плюс 4,5%-MosPrime плюс 7,65%. Предварительное решение по кредиту банк выносит в течение часа по паспорту заемщика, финальное — в течение 48 часов с момента предоставления пакета документов. Сумма кредита варьируется от $20 тыс. до $500 тыс.
ДжиИ стал третьим банком (после «Русского стандарта» и Хоум Кредит энд Финанс Банка), который отказался от узкой специализации экспресс-кредитования и решил диверсифицировать бизнес за счет менее рискового залогового кредитования. Однако участники рынка отметили, что его программа не потеряется на фоне других. «Предоставление ипотечных кредитов как в рублях, так и в валюте, как по фиксированной ставке, так и по плавающей — отличный ход, рассчитанный практически на каждого потребителя,— говорит руководитель департамента продаж Городского ипотечного банка Игорь Жигунов.— Плюс скорость рассмотрения, которая является одним из главных конкурентных преимуществ на этом рынке». По словам президента ДжиИ Мани Банка Ричарда Гаскина, до конца текущего года они планируют выдать кредитов на $100 млн, до конца 2008-го — еще на $300 млн, рассчитывая на четырехпроцентную долю рынка.
Но основным преимуществом программы станет беспрецедентная для российского рынка возможность заемщика получить прощение долга. Это будет делаться при смерти родственников или тяжелой болезни ответственного лица. Правда, при получении льготы заемщику придется заплатить в бюджет 13% налога на доходы физлиц с возникшей у него в связи с прощением долга материальной выгодой.
Опрошенные Ъ банкиры подтвердили, что прощение долга не практикует ни один российский банк. В то же время эксперты опасаются, что подобная инициатива спровоцирует рост риска невозвратов кредитов не только в ипотеке, где их сейчас практически нет (около 0,1%), но и в других секторах розничного кредитования. «Банк — это коммерческая организация и как кредитор не должен говорить: можете не возвращать деньги»,— возмущается президент ХКФ-Банка Евгений Бернштам. По его мнению, подача рядом заемщиков исков к банкам в начале этого года уже спровоцировала цепную реакцию, а возможность прощения долга «еще больше усугубит ситуацию с мошенничеством».
Правда, по мнению экспертов, реализовать процедуру прощения долга на практике ДжиИ Мани Банку будет непросто. «Списание задолженности на убытки регулируется документами Банка России,— говорит Игорь Жигунов.— Не очень понятно, как банк сможет доказать регулятору необходимость списания по прощению, а также как в этой связи он будет строить отношения с теми же страховщиками и коллекторами».
Светлана ДЕМЕНТЬЕВА