Курс доллара к рублю к концу 2014 года может достигнуть отметки 46,6 рубля в случае, если Россию накроет «вторая волна» мирового кризиса. Эксперты ВШЭ рассчитали пессимистичный сценарий, который учитывает приход этой волны, падение цен на нефть и рост вывода капитала из страны, и у них получилось, что в конце 2012 года доллар будет стоить 37,7 рубля, концу 2013 года — 44,4 рубля.
В своем исследовании экономисты просчитали три варианта развития событий в России на ближайшие три года. Сценарий «Вторая волна» предусматривает начало затяжного кризиса при падении цены барреля нефти до 60 долларов и на фоне растущего оттока капитала.
Второй, «Оптимистичный» сценарий построен на предположении, что среднегодовая стоимость нефти марки Urals составит 100 долларов за баррель, а внешняя макроэкономическая конъюнктура будет относительно благоприятной.
Третий сценарий авторы назвали «Планом Б». В его основе все та же «вторая волна», но учитываются меры, которые правительство может начать предпринимать для улучшения инвестиционного климата в России.
В целом, констатируют эксперты ВШЭ, приметы наступления второй фазы финансового кризиса видны уже сейчас — по аналогии с осенью 2008 года. «Прежде всего, это выражается в девальвации курса рубля, которая произошла при неизменных относительно благоприятных текущих предпосылках, то есть стабильном импорте и относительно стабильных ценах на нефть», — сказано в исследовании. Из этого авторы делают вывод, что активный отток капитала из России связан с ожиданиями второй фазы финансового кризиса и вероятного падения цен на нефть.
Впрочем, у научного руководителя ВШЭ Евгения Ясина несколько иное мнение относительно будущего рубля: «Курс будет колебаться в диапазоне от 25 до 35 рублей за доллар. Я считаю, что это крайние значения, а на самом деле, эти колебания будут меньше». По словам Ясина, рубль не будет сильно падать, поэтому у России на ближайший
Директор управления валютных рынков ФГ БКС Павел Андреев считает, что прогноз ВШЭ предусматривает один из наиболее негативных сценариев развития ситуации, но, тем не менее, этот сценарий вполне реалистичен как в плане замедления экономического роста, так и в плане ослабления рубля.
Управляющий портфелями ценных бумаг УК «Солид Менеджмент» Георгий Ельцов отмечает, что если брать долгосрочный график соотношения курсов рубля и доллара за последние 10 лет, то с легкостью можно увидеть повышательный тренд доллара к рублю. «Последний раз от тренда мы отскочили этим летом — от уровня 27 рублей за доллар. Таким образом, четко вырисовывается цель стремления курса доллара к отметке в районе 39—43 рубля за доллар», — говорит Ельцов. Он подчеркивает, что этот уровень вполне достижим за полгода.
Провал цен на нефть марки Urals до 60 долларов за баррель маловероятен, считает начальник отдела денежных рынков Первого республиканского банка Игорь Шибанов. Он объясняет это тем, что в случае такого падения нефть марки West Texas Intermediate (WTI) будет стоить 40—50 долларов за баррель, тогда как сегодня этот сорт поддерживается на уровне 70 долларов за баррель.
«Другое дело, что не только нефть влияет на курс рубля. Это, кстати, косвенно отмечено и в исследовании, где говорится про осеннюю девальвацию курса рубля, которая произошла при относительно благоприятных текущих предпосылках, то есть при стабильном импорте и относительно стабильных ценах на нефть», — продолжает Игорь Шибанов. Он подчеркивает, что при увеличении уже сейчас достаточно неоправданных бюджетных расходов, в случае роста инфляции и политической нестабильности, а также при повышении недружелюбия к бизнесу, рубль имеет все шансы быстро потерять сегодняшние позиции.
В ВШЭ подчеркивают, что быстрая девальвация рубля невозможна без наличия в финансовой системе свободных рублей, ведь именно они в итоге и обмениваются на валюту. В 2008 году свободных денег в банковской системе не было, ликвидность в объеме 3 трлн рублей коммерческим банкам предоставил Банк России. По мнению экпертов ВШЭ, у регулятора тогда не было выхода: чистая внешняя задолженность банковской системы на тот момент составляла 100 млрд долларов. Сегодня такого фактора нет, у банков положительная валютная позиция — плюс 40 млрд долларов. «Поэтому при девальвации национальной валюты банки лишь выиграют», — делают вывод специалисты ВШЭ.
Если глобальная экономика скатится в рецессию, особенно, если начнется торможение развития китайской экономики, вероятность реализации приведенного пессимистичного сценария довольно велика, говорит Павел Андреев. Он считает, что девальвация национальной валюты сыграет на руку не банкам, а отечественным производителям, но на восстановление докризисных темпов роста экономики страны после подобного спада потребуется несколько лет.
Георгий Ельцов задается другим вопросом: в какой валюте выданы кредиты по всему миру? «Ответ ясен всем — это доллары, в некоторой степени — иены, но их объем гораздо меньше долларовых. Получается: чтобы вернуть кредиты, необходимо сначала купить доллары. Таким образом, при сжатии кредитной массы мы будем наблюдать колоссальный спрос на доллары, что вызовет его удорожание по сравнению не только с рублем, но и всеми основными мировыми валютами», — считает Ельцов.
Евгений Ясин назвал прогноз исследования ВШЭ о цене доллара в России к 2014 году слишком пессимистическим, потому что ближайшие годы, по его мнению, для России будут сравнительно благоприятным периодом. «Успокаиваться и считать, что мы уже схватили Бога за бороду, нельзя, потому что главные угрозы для страны таятся во времени после 2014 года», — считает Ясин. Он напомнил, что ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев недавно подсчитал, что нефтяные деньги закончатся в 2015 году, но при этом нефтяная река пересохнет позже.
При понижающейся экономической активности спрос на нефть будет падать, а вместе с ним и цена, что автоматически приведет к проблемам с бюджетом страны и к росту цены доллара, считает Ельцов. Поэтому прогноз, высказанный в исследовании ВШЭ, вполне может стать реальностью.
Впрочем, Игорь Шибанов считает, что «вторая волна» или «вторая рецессия» являются, скорее, драматическим заголовком для новостей, нежели реальностью. «Пусть не так быстро и не так непрерывно, но мировая экономика восстанавливается. США и Европа к 2014 году вновь завоюют и подтвердят свои первые места в глобальном распределении труда. А за ними подтянется и Япония. Вновь появится оптимизм на развивающихся рынках, и вновь придет капитал в Россию», — таков прогноз Шибанова на 2014 год.
А проблемы нашей страны, по мнению Евгения Ясина, носят стратегический характер, «мы находимся в провале между западными странами и восточными». «У нас нет конкурентного преимущества ни по отношению к одним, ни к другим. У нас есть только минеральные ресурсы. Просто в ближайшее время трудности мировых экономик будут связаны с минеральными ресурсами, с их высокой ценой, которая для нас выгодна», — считает Евгений Ясин.
Елена ГОСТЕВА