Минэкономразвития пересмотрело прогноз по оттоку капитала из России. Как сообщил сегодня замминистра Андрей Клепач, до конца года из страны «утечет» более 50 млрд долларов. В начале осени он же говорил об объеме оттока на уровне 30—35 млрд долларов.
Первый зампред Банка России Алексей Улюкаев предположил, что данные по оттоку капитала по итогам года останутся на уровне показателя 9 месяцев — около 50 млрд долларов. По словам Улюкаева, отток капитала из страны зависит не только от состояния российской экономики, но и глобальных рынков, поскольку сейчас капитал уходит практически из всех развивающихся стран.
Заметную лепту в перемещение капитала за границы России этой осенью внесли дочерние структуры иностранных банков, которые увеличили объем кредитов банкам-нерезидентам. Так, например, только банк UniCredit в третьем квартале этого года увеличил кредитование материнской структуры в Италии на сумму почти в 6 млрд долларов, а это почти треть от общего объема оттока капитала из РФ в III квартале.
Замглавы Минфина Алексей Саватюгин не видит ничего страшного в том, что отток капитала «организовали» дочерние структуры иностранных банков. «Пока эти операции не несут какого-либо макроэкономического характера: у нас достаточно большая экономия для того, чтобы зависеть от международных трансакций нескольких банков», — сказал Саватюгин.
Чистый отток частного капитала из России в сентябре 2011 года составил 13 млрд долларов. Банк России также сообщал, что чистый отток частного капитала из РФ за 9 месяцев 2011 года вырос в 3 раза и составил 49,3 млрд долларов против 16 млрд долларов за аналогичный период 2010 года. В кризисном 2008 году чистый отток капитала из России составил 130 млрд долларов. В 2009 году эта сумма составила 56,9 млрд долларов.
Прогнозы движения капитала в Россию и из России менялись различными экономическими ведомствами в течение последнего года от оптимистических до пессимистических. Так, 15 октября прошлого года Андрей Клепач сообщил, что Минэкономразвития ожидает притока капитала в Россию в начале 2011 года. «Это может быть не так масштабно, как до кризиса, но приток капитала восстановится», — заявил он год назад. При этом на вопрос о том, почему из всех развивающихся экономик именно в Россию приходит меньше всего капитала, Клепач ответил: «Мы сами не очень верим в свою экономику, если послушать наших инвесторов. Почему мы считаем, что иностранцы должны верить больше».
В начале марта этого года Минэкономразвития прогнозировало нулевой либо немного положительный приток капитала в РФ по итогам года. «Наша оценка по году — около нуля. Может быть чуть-чуть положительный», — заявила тогда глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. Летом она подтвердила свой прогноз, объяснив, что приток капитала должны дать программы внешних заимствований российских компаний.
Тот факт, что МЭР традиционно рассчитывает на приток капитала именно к концу года, начальник аналитического отдела ИК «Грандис Капитал» Денис Барабанов называет «как минимум странным, так как именно в конце года наши компании платят иностранным партнерам за привлеченные кредиты — или проценты по договорам, или погашают их полностью». Он отмечает, что сейчас приходит время погашать валютные кредиты, реструктурированные корпорациями в конце 2009 года сроком на два года.
Начальник аналитического отдела ИК «Велес Капитал» Иван Манаенко полагает, что МЭР рассчитывал на то, что, погасив одни долги, компании тут же начнут привлекать новые, а это дало бы цифры по притоку капитала.
«Ставки на международных рынках по-прежнему невысоки и пока не растут, в то время как в России они уже начали подниматься — поэтому нашим компаниям по-прежнему выгоднее занимать за рубежом»,— считает Иван Манаенко.
Денис Барабанов говорит, что чиновники надеялись в начале года на то, что проблемы еврозоны не так остро скажутся на России, как это вышло на самом деле.
«От наших чиновников часто хотят точных прогнозов, а они все же люди, хотя и высокопоставленные, и не всегда могут предугадать поведение цен на нефть, мировых рынков и движение капиталов, — сочувствует представителям властей Манаенко. — Никто в начале года не мог подумать, что дочкам иностранных банков придется фондировать материнские структуры, практически всегда этот процесс происходит с обратным вектором — «дочки» финансируются материнскими компаниями, так как ставки размещения денег на нашем рынке выше».
Вице-президент УК «Риком-Траст» Андрей Иванов считает, что высокие показатели оттока капитала будут сохраняться до тех пор, пока не начнет улучшаться экономическая ситуация в целом. «Значимый вклад в отток капитала вносят экспортеры, которые в большинстве пока предпочитают не реинвестировать прибыль, а держать ее на зарубежных счетах. Субъекты экономики вправе так себя вести в условиях высокой неопределенности на товарных и финансовых рынках», — считает эксперт.
Денис Барабанов объясняет излишне оптимистические прогнозы чиновников нежеланием сеять панику в рядах инвесторов.
«Они всегда помнят, что им не стоит пугать инвесторов, а то паника может стать еще глубже, что приведет к еще большему оттоку капитала и взлету цен на валюту», — говорит Барабанов.
Впрочем, сегодня есть все основания для оптимизма: после решения о списании половины греческого долга, выделении Греции кредитов на 100 млрд евро, а также об участии китайских инвесторов в спасении зоны евро международные рынки начали потихоньку успокаиваться. Поэтому ни нового резкого взлета курса валюты, ни массированного вывоза капитала банками за рубеж опасаться уже не стоит, считают эксперты. Так, например, на решение 17 лидеров ЕС уже отреагировало золото — цена его немного упала, декабрьский фьючерс на золото на бирже Comex в Нью-Йорке подешевел на 0,7% и составил 1 тыс. 709,9 доллара за тройскую унцию, а именно в золото выводят денежные активы во время нестабильности на рынках многие инвесторы.
Елена ГОСТЕВА