По итогам октябрьского заседания ЦБ оставил ставки на прежнем уровне (8,25% — ставка рефинансирования, 5,25% — репо, 3,75% — по депозитам) на фоне замедляющейся инфляции: к 24 октября ее уровень опустился ниже 7% в годовом сравнении — до 6,9%. Ставка рефинансирования в последние годы достаточно редко была положительной в реальном выражении (обычно инфляция ее превышала), последний раз такой период длился с января по октябрь 2010 г. и возобновился с августа 2011 г. Ставка ЦБ не меняется с начала мая, когда инфляция составляла 9,6%; с тех пор разрыв между ними сократился с +1,35 до −1,35 п. п. По оценкам Минэкономразвития, к концу года инфляция может быть меньше нижней планки официального прогноза в 6,5—7%.
Решение ЦБ было ожидаемым для аналитиков; согласно консенсус-прогнозу Reuters (15 инвестбанков), ставки останутся неизменными до конца года. Их текущий уровень обеспечивает баланс между рисками замедления экономики и ускорения инфляции, говорится в сообщении ЦБ. Снижение общего показателя инфляции обеспечено замедлением роста продовольственных цен, тогда как непродовольственная инфляция не снижается. Ускорившийся рост инвестиций и кредитования может как повысить деловую активность, так и создать дополнительные инфляционные риски, пишет ЦБ.
Регулятор изменил политику, сделав инфляцию приоритетом, заключает Владимир Тихомиров из ФК «Открытие». Наблюдаемый с лета недостаток ликвидности также обусловлен изменением политики ЦБ, считает он. Прежде избыток краткосрочной ликвидности обеспечивался притоком валюты, банки занимали, по сути, у экспортеров, ставки межбанковского рынка никак не соотносились со ставками ЦБ и были высоко волатильными, подскакивая в конце месяца, когда наступал период налоговых выплат. Курс рубля при этом был стабилен. Сейчас в условиях повышения волатильности курса и отсутствия четкого тренда на его укрепление вкупе со снижением депозитных ставок экспортерам невыгодно конвертировать выручку в рубли, продолжает Тихомиров, банки лишились прежней подпитки, ставка репо ЦБ сблизилась со ставками денежного рынка. «В этой ситуации механизм ставок ЦБ начинает работать — так же как он работает у мировых центробанков», — говорит Тихомиров.
ЦБ осуществляет переход к режиму управления ставками, только базой для управления должна стать ставка предоставления ликвидности, а не ее абсорбирования, т. е. ставка репо, подчеркивает Александр Морозов из HSBC. Ликвидности в системе достаточно, согласен он (см. врез), решение ЦБ увеличить сроки кредитования под залог нерыночных активов и золота продиктовано стремлением сократить структурный дефицит ликвидности — предоставить средства банкам, не имеющим ликвидных бумаг, при этом не допустив скачков ставок на межбанковском рынке, объясняет Морозов. В макроэкономических показателях и структуре инфляции можно найти аргументы как за повышение, так и за понижение ставок, продолжает он, полагая, что баланс рисков будет смещаться в сторону необходимости смягчения денежной политики, но не ранее первого полугодия 2012 г.
Остатки
Остатки на корсчетах и депозитах Центрального банка превышают в настоящее время 750 млрд руб.
Ольга КУВШИНОВА