Среди недавних решений саммита ЕС о мерах по локализации долговых проблем слабых стран выделяется договоренность увеличить объем Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF) примерно до 1 трлн евро. Однако в Европе нет желающих давать слишком много денег. Так, немецкий Бундестаг перед саммитом одобрил увеличение фонда только до 780 млрд евро (с 440 млрд), доля Германии, соответственно, увеличилась до 211 млрд евро со 123 млрд.
Франция предлагает подключить ЕЦБ к наращиванию фонда, включив печатный станок, но финансово дисциплинированная Германия против этого. В результате, в умах еврочиновников все более настойчиво зреет идея подключить к фонду развивающиеся страны, в частности, БРИК, находящиеся сейчас в более выгодном финансовом состоянии. Кто же может помочь из них? Бразилия уже заявила, что воздерживается от прямого участия и может лишь помочь Европе через механизмы МВФ. Россия готова купить испанские облигации, но это слону дробина. Индия не обладает достаточными золотовалютными резервами, чтобы делиться. Остается Китай.
Глава Франции Николя Саркози, видимо, понимает, что Китай — это последняя надежда, и прямо призывает: «Нужно, чтобы Китай больше средств вкладывал в перезапуск мировой экономики. Если китайцы, которые располагают 60% мировых резервов, предпочитают вложить их в евро, а не в доллар, зачем отказываться? Почему отказываться от того, что Китай доверяет еврозоне и вкладывает часть своих излишков в наш фонд или в наши банки?»
Ранее министр финансов Бельгии Дидье Рейндерс также заявил, что Пекин может принять участие в увеличении EFSF. Однако, традиционно консервативный, Китай не спешит. Financial Times пишет со ссылкой на источник, близкий к китайскому руководству, что правительство Китая готово выделить лишь около $100 млрд для EFSF либо для нового фонда, созданного на его основе при сотрудничестве с МВФ. Тут же оговариваются и условия: любая поддержка EFSF со стороны КНР будет зависеть от вклада в этот фонд других стран и гарантий безопасности китайских инвестиций.
В пятницу глава EFSF Клаус Реглинг прибыл в Пекин для обсуждения вопросов возможного участия КНР в финансировании фонда. Однако подробности его общения с властями Поднебесной не обнародуются. Говориться лишь, что «переговоры носили очень специальный характер»…
Более того, Пекин указывает на то, что говорить о помощи рано. Конкретные вопросы функционирования самого EFSF еще предстоит прояснить. Однако, по-видимому, «китайский вариант» участия в EFSF все же будет использован в той или иной мере. «Главная фабрика мира» заинтересована в восстановлении спроса на свою продукцию, и вынуждена (хотя и со скрипом) финансировать перезапуск мировой экономики.
Китай в одиночку кредитует добрую половину мира, занимая 1-е место по размеру золотовалютных резервов (более $3 трлн) и потому располагает средствами для такого маневра. Он уже купил облигаций европейских государств на сумму около $500 млрд. Однако находящимся в сложном финансовом положении европейцам, похоже, тоже придется пройти на жертвы, учитывая то, каким жестким переговорщиком является Китай.
Говоря о гарантиях, Поднебесная может попросить и чего-нибудь более осязаемого. Например, страна очень нуждается в западных технологиях, однако развитые страны пока очень неохотно их предоставляют. Возможно, Европе придется стать щедрее, и договоренность последних дней о продаже за 100 млн евро шведского автопроизводителя Saab китайским компаниям Pangda Automobile Trade Co и Zhejiang Youngman Lotus Automobile Co — лишь начало этого процесса.
Кстати, уже давно идут разговоры о приватизации в Греции, однако пока инвесторам предлагают лишь согласиться на списание греческих долгов в объеме 50%. Между тем Греция — страна 1000 островов, а у китайцев — проблемы с территориями. Может, стоит поделиться ими в счет погашения долгов, а потом и начинать жить по средствам?
Дмитрий МАЙОРОВ