Профессор IMD (Международного института развития менеджмента) и Лонзаннского университета Стефан Гарелли прочитал в Москве лекцию и дал небольшое интервью «Известиям».
— В рейтинге IMD и Всемирного экономического форума (ВЭФ) у России совершенно разная динамика в этом году: если в первом мы поднялись на 10 позиций (на 49-е место), то во втором опустились на три строчки, до 66-го. Как это возможно?
— Поскольку я стоял у истоков и того и другого, могу объяснить. Все довольно просто. Рейтинг IMD построен на 331 критериях, две трети которых составляет статистика международных организаций, и лишь одну треть — опросы и мнения. Рейтинг ВЭФ имеет обратный принцип: 80% критериев — это опросы и мнения, а 20% — статистика. Если у IMD это в основном измерение конкурентоспособности, то у ВЭФ в большей степени — восприятие.
— Находясь на 129-м месте в мире по развитию финансовой системы, можно ли рассчитывать на построение в Москве Международного финансового центра?
— Урок, который мы извлекли из опыта Англии, заключается в том, что если всё свести к финансам, будет очень много проблем. Осталось мало компаний, которые известны тем, что производят
— Как со стороны выглядит Россия в плане развития науки и технологий?
— Фундаментальная наука в России развита очень хорошо. Однако пока у вас не очень хорошо получается претворить свои научные достижения в конкретные товары и услуги при помощи российских компаний.
— Возможно ли создать в России компании уровня Apple или IBM, а «Сколково» превратить во вторую Кремниевую долину?
— Конечно, перспективы России очень хороши. Даже не понимаю, что России мешает это сделать. У вас есть технологии, инженеры, внутренний рынок, деньги, в конце концов. Чего вам, собственно, не хватает?
— Может быть, все-таки финансов?
— Деньги вы всегда найдете. Посмотрите на Индию, нашли же деньги.
— Многие развитые страны сделали ставку на малое предпринимательство. Правильно ли, на ваш взгляд, сейчас развивать малый бизнес в России или все же наш конек — большие производства, обслуживающие международные рынки?
— Развивать малый бизнес нужно обязательно. Это ключевой фактор конкурентоспособности. Проблема России в том, что есть очень крупные компании и очень маленькие, а между ними ничего нет. А конкурентоспособность страны зависит как раз от хорошо развитого среднего бизнеса, работающего на своих технологиях и занимающегося экспортом. Это секрет Германии, Швейцарии, Швеции, Дании и других успешных стран.
— Среди главных негативных факторов конкурентоспособности России исследователи IMD отмечают низкий уровень диверсификации экономики и эффективности государственного управления, коррупцию…
— Если вы действительно хотите побороть коррупцию и сделать страну более прозрачной, это можно сделать. Но очень сложно, потому что многие на этом живут. Чтобы улучшить свой уровень конкурентоспособности, России нужно стать более предсказуемой, бизнес должен понимать условия.
— Как вы оцениваете банковскую систему России, когда более 90% активов сосредоточены у десятка крупнейших банков?
— Не вижу в этом ничего страшного. В вашей стране есть банки, такие как «Райффайзен», которые работают достаточно давно и успешно, но при этом у них совсем другая модель бизнеса. Проблема банковского сектора в том, что это действительно одна из немногих отраслей, где размер действительно имеет значение, потому что люди больше доверяют крупным банкам.
— Много говорится о том, что взят курс на приватизацию, тем не менее кредитные организации с государственным участием все больше разрастаются, скупая своих менее удачливых коллег.
— Не нужно путать размер и конкурентоспособность. Если банк большой и при этом гарантирована конкуренция, это нормально. Плохо, если госбанки используют свои масштабы для того, чтобы убить конкурентов. Тогда потребитель никогда не получит оптимальную цену. Поэтому очень важно всегда поддерживать конкуренцию на необходимом уровне.
— Как вы оцениваете шансы наших банков на экспансию за рубеж?
— Я оцениваю их как очень хорошие, нужно только выбирать тот рынок, где у них есть реальное конкурентное преимущество. Например, страны Центральной Азии, Центральной Европы, Турция, Ближний Восток — те регионы, где многое можно сделать. Вашим банкам необходимо идти за российскими предприятиями. Часто банк становится международным не потому, что он того хочет, а потому что его клиенты выходят на зарубежные рынки.
Беседовала Елена БЕРЕЗИНА