Банк России вчера напомнил, что требование раскрывать эффективную процентную ставку (ЭПС) по кредитам обязательно для исполнения всем банкам, практикующим массовую выдачу кредитов. Уже с 1 июля при проверках регулятор будет контролировать и то, как соблюдается это требование. А банки, уклоняющиеся от раскрытия эффективной ставки по кредитам, рискуют удостоиться специальной проверки — по следам жалоб граждан в Центробанк. При этом ЦБ считает нормальным порядок информирования заемщика об ЭПС до того, как заемщик подпишет кредитный договор. А размер эффективной ставки должен указываться в договоре. Впрочем, порядок информирования об ЭПС и ее состав все же может меняться — они не определяются нормативными актами ЦБ и еще будут обсуждаться.
Директор департамента банковского регулирования и надзора Алексей Симановский вчера обратил внимание журналистов, что информирование об эффективной процентной ставке установлено нормативным документом ЦБ, а значит, выполнять его банки обязаны. «Нормативный документ ЦБ (положение 254-П), конечно, не имеет статуса закона, но он обязателен к исполнению, — сказал он, выступая на пресс-конференции, посвященной вступлению в силу новых требований к банкам. — К сожалению, наших полномочий недостаточно, чтобы обязать все банки это делать. Те, что работают с заемщиками и ссудами на индивидуальной основе, не обязаны раскрывать ЭПС».
Таким образом, с 1 июля обязанность раскрывать ЭПС коснется только банков, кредитующих «поточным» методом, то есть на основе типовых договоров, единых для всех заемщиков. А таковых — большинство. При этом, добавил
Судя по письмам, направляемым банковскими ассоциациями в Центробанк, больше всего обсуждению подвергнутся две проблемы — нужно ли включать в эффективную ставку абсолютно все расходы, связанные с кредитом, пусть это даже будет плата страховщикам или нотариусу, а также что назвать достаточным информированием заемщика. По первому вопросу у банкиров и ЦБ пока нет единого мнения. «По нашему мнению, платежи в адрес третьих лиц (нотариусы, страховщики) могут включаться в эффективную ставку только в том случае, если банк навязывает услугу — например, выдает кредит только при условии пользоваться конкретной компанией и т. п.», — заявил председатель Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. На днях он подписал письмо в Центробанк с просьбой отложить обязательное раскрытие ЭПС до того момента, как компромисс будет найден.
Что касается процедуры информирования банками своих клиентов о том, какие эффективные ставки по кредитам они предлагают, то эта процедура недостаточно регламентирована Центробанком, что может вызвать разные толкования и злоупотребления, отмечают банкиры. «Мы разъясняли, что ЭПС должна указываться в договоре или иным образом. В нашем представлении ставку надо раскрывать до того, как заемщик подпишет договор», — отметил
«Размер ставки будет указан в приложении к договору заемщика тем же шрифтом, что и сам договор. Узнать ЭПС по продукту клиент может еще до подписания договора: в колл-центре банка, на сайте и в информационных листовках на стойках в отделениях и точках продаж», — рассказал президент Джи И Мани банка Ричард Гаскин. Банк, кстати, уже подготовил информацию о своих эффективных ставках уже сейчас: как говорится в соответствующем пресс-релизе, ЭПС по кредиту наличными составляет 17—69%, по кредитной карте VISA Instant — 58—61% в зависимости от размера лимита (20—35 тыс. руб.), а по потребительским кредитам — 22—65%.
С 1 июля Банк России в рамках очередных проверок банков начнет контролировать и соблюдение требований по раскрытию ЭПС. «Если банки не предоставляют своему заемщику информации об ЭПС, рассчитанной по формуле в постановлении 254-П, — это будет нарушением, — указал
Минюст подготовил поправки к закону «О банках и банковской деятельности», касающиеся изменения ставок по банковским вкладам, говорится на интернет-сайте министерства. «Действующая редакция ст. 29 закона допускает одностороннее изменение (в том числе уменьшение) банком процентной ставки по вкладам в случаях, предусмотренных договором с клиентом», — объясняет свою инициативу Министерство юстиции. А это противоречит Конституции и Гражданскому кодексу. Противоречие было зафиксировано в постановлении Конституционного суда еще в 1999 году. После внесения поправок ст. 29 закона «О банках и банковской деятельности» будет звучать так: «Одностороннее уменьшение кредитной организацией определенного договором банковского вклада размера процентной ставки по вкладу… не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом».
Елена ХУТОРНЫХ