Банкиры сейчас активно заполняют базы кредитных бюро нашими кредитными историями. Какую информацию они туда передают, мы не знаем, но проверить можем. Закон разрешает людям узнавать свою кредитную историю. Причем раз в год ее предоставляют совершенно бесплатно.
Получив по почте рекламный буклет Ситибанка с рассказом о том, что каждый уважающий себя человек должен знать свою кредитную историю, я подумала: «Действительно, надо бы проверить, что за сведения обо мне банки передают в кредитные бюро». Согласно буклету перво-наперво надо было позвонить в центральный каталог кредитных историй (ЦККИ) при Банке России. Там мне должны были сообщить, в каких бюро хранится моя кредитная история. Далее следовало отправляться в эти бюро получать досье. В общем все казалось довольно несложным. Но вы понимаете — у нас просто ничего не бывает.
В ЦККИ мне тут же предложили назвать код субъекта кредитной истории, которого, понятное дело, я не знала. Без кода субъекта адрес хранения моей истории ЦККИ не сообщал. «Без кода узнать место хранения вашей кредитной истории вы можете в своем банке или в любом из кредитных бюро», — напутствовали меня там.
Через час я уже была в Ситибанке. Мое желание узнать, где хранится моя кредитная история, никого не удивило. Девушка тут же достала какой то бланк и предложила подписать согласие на передачу сведений о моих кредитах в кредитное бюро, а заодно и придумать этот самый код субъекта. «Мы отправим его в ЦККИ, код там должны подтвердить, если его примут, примерно через неделю под этим кодом вы сможете разыскать свою кредитную историю», — сказала она. Проблема, оказывается, была в том, что кредитную карту я заводила в 2005 году. А сведения в бюро банки начали передавать в 2006-м. И именно тогда стали запрашиваться согласия на передачу данных и указывались в заявлениях на кредит эти самые коды.
Но я четко помнила указание ЦККИ, что банк должен был указать путь к моей кредитной истории и без кода. «Нет! Мы ничего узнать и сказать не можем, у нас такие правила: заявление, подтверждение кода, и только потом вы все узнаете», — твердила одно и то же девица. Значит, требовалось проверить второй вариант — «любое из кредитных бюро». Выбрала Национальное бюро кредитных историй (НБКИ). «Приходите, все сделаем», — ответили там. Через полчаса я уже сидела в комнате для переговоров рядом с сотрудницей бюро и заполняла под диктовку заявление на получение кредитной истории. Забрав бумаги, девушка ушла и минут через пять вернулась… с моей кредитной историей. Два листочка бумаги, прошитых и скрепленных печатью. На первом значились сведения о заемщике (ФИО, дата рождения, гражданство, пол), а также сводка обо всех кредитных счетах: когда-либо открытых, текущих, негативных. Там же указывались текущая задолженность, размер ежемесячных платежей, погашенная сумма, просроченные платежи, дата получения и погашения кредитов. В сводке отражались и все запросы банков на просмотр моей кредитной истории. Второй лист начинали мои анкетные данные — паспорт, место прописки и проживания, телефоны. Далее следовал подробный отчет по каждому кредиту: когда брала, сколько, под какое обеспечение, как погашала.
В этом перечне я с удивлением обнаружила отчет по моей кредитной карте Дельтабанка (теперь уже GE Money Bank), которую я оформляла в 2004 году, и соответственно никаких сведений о ней в бюро предоставляться не могло, поскольку тогда никакого согласия на предоставление данных я не давала и давать не могла — закона еще не было. Мало того, срок действия карты истек через год, в 2005-м. Однако согласно отчету счет действует, я активно пользуюсь кредитным лимитом в 31 тыс. рублей и исправно беру и погашаю кредиты все последние месяцы.
В принципе это безобразие можно удалить. «Первое, что вы должны сделать, — это прийти в бюро и написать заявление на опровержение своей истории, — сказали мне в НБКИ. — Бюро повторно запросит ее у банка. Если и в этом случае (после получения повторной истории) она окажется некорректной, то вы можете обратиться в суд, привлекая в качестве ответчика банк. Если вы находитесь в другом городе (не в том, где расположено бюро), такой запрос необходимо прислать по почте. Запрос обязательно должен быть нотариально заверен. А бланк запроса есть на нашем сайте в разделе «Услуги для заемщиков». Также по почте люди из разных городов страны могут узнавать свои истории. «Если вы живете в другом городе, то можете направить запрос в бюро по почте, указав ФИО, паспортные данные, дату и место рождения, адрес регистрации и адрес фактического проживания. Запрос опять же должен быть нотариально заверен. При этом раз в год вы получаете кредитную историю бесплатно. Все следующие запросы оплачиваются согласно тарифам каждого бюро», — рассказали мне в НБКИ.
Например, если через какое-то время я захочу узнать, какими сведениями пополнил мое досье Ситибанк (а он, как меня заверили, передает данные в НБКИ), то повторное обращение обойдется мне в 450 рублей. Но в то же время, если я с подобным запросом обращусь в другое бюро — опять же получу досье бесплатно. То есть ежегодно каждое из бюро обязано предоставить заемщику его кредитную историю бесплатно. Даже если это будет десять историй в десяти бюро.
Итак, я случайно, наобум, выбрала бюро, где действительно хранится моя кредитная история. Но вдруг кредитные истории по моим кредитам есть и в других бюро? «Ничем не можем помочь, данных, в каких бюро есть еще на вас кредитные истории, у нас нет», — ответили в НБКИ. «Но как же, в Центробанке мне сказали…» В общем, нет, нет и нет.
Осталось ждать, когда запрос из Ситибанка примет центральный каталог и моя история обретет код субъекта. Тогда получить данные обо всех своих кредитных историях можно очень просто — направив соответствующий запрос непосредственно на интернет-сайт Банка России. Что я и сделала через отведенную Ситибанком неделю. Практически тут же по электронной почте пришел ответ: соответствующая информация не найдена, уточните реквизиты запроса. Значит, код еще не принят.
По мнению банкиров, кредитную историю действительно желательно проверять. Но не только проверять, а и создавать. «Положительная кредитная история это некое портфолио потенциального заемщика, подтверждающее, что все обязательства по кредиту исполнялись полностью и в срок, — утверждает начальник кредитного отдела Росавтобанка Анна Анохина. — Заемщик, готовый максимально раскрыть информацию о себе, имеет гораздо больший шанс на получение кредита, так как банк оценивает такие кредиты как менее рискованные».
Ольга ЗАСЛАВСКАЯ