Группа депутатов Госдумы внесла на рассмотрение законопроект «О внесении изменений в закон «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» и статью 15 закона «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ».
Как пояснил один из авторов законопроекта заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Юрий Исаев, необходимость внесения поправок продиктована нестабильной экономической ситуацией в мире, которая может негативно отразиться на российской банковской системе.
Если законопроект будет одобрен, Центробанк под управлением Сергея Игнатьева и Агентство по страхованию вкладов (АСВ) во главе с Александром Турбановым смогут и в следующие два года принимать экстренные меры, направленные на предотвращение банкротства проблемных банков, сообщил Исаев.
По его мнению, в сегодняшних условиях целесообразно сохранить возможность применения надзорными органами предусмотренных действующим законом специальных мер по «вмешательству в деятельность рынка».
Вспоминая проблемные ситуации с рядом банков, случившиеся за последние 2—3 года, нельзя быть уверенными, что аналогичных ситуаций не возникнет, говорит генеральный директор компании по предоставлению микрокредитов «Финотдел» Татьяна Юрина.
Наблюдаемая в последнее время тенденция роста межбанковских ставок в Москве свидетельствует о снижении краткосрочной ликвидности, отмечает руководитель аналитического отдела группы компаний Broco Алексей Матросов. Рост ставок, по его мнению, вызван, скорее всего, повышением Центробанком депозитной ставки по отдельным видам банковских операций и долговыми проблемами в ЕС. Все это, уверен Матросов, лишь подтверждает, что российским банкам в ближайшей перспективе может понадобиться государственная поддержка.
Как считает начальник аналитического отдела УК «КапиталЪ» Федор Наумов, Госдума решила перестраховаться и оставить Банку России и АСВ возможность оперативно реагировать на происходящее, в случае глобального ухудшения ситуации на российском и международных рынках. «Проблема еврозоны сейчас в том, что каждое решение должно быть согласовано, а на это уходит много времени, так пусть уж у наших органов финансового надзора будут развязаны руки на случай необходимости принять экстренные решения», — говорит Наумов.
Директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил Сухов 2 ноября на ежегодной встрече банкиров с ЦБ сообщил, что за три года на санацию ЦБ направил через АСВ 640 млрд рублей. При этом АСВ вернуло регулятору менее 20 млрд рублей в виде процентов за пользование деньгами. «С учетом того, что Центробанк перечисляет 75% прибыли в бюджет, от этой суммы бюджет получит 15 млрд рублей», — заявил Сухов.
В числе мер, к которым в экстренной ситуации может прибегнуть ЦБ, Федор Наумов называет субординированные кредиты в капитал банков и расширение ломбардного списка — то есть увеличение перечня ценных бумаг, которые Банк России принимает в залог от банков в ходе аукционов РЕПО с банковским сектором.
Татьяна Юрина отмечает, что в арсенале Центробанка и АСВ — оказание финансовой помощи инвесторам, готовым выкупить преобладающий пакет акций или долю в уставном капитале банка, испытывающего проблемы. Кроме того, АСВ может по-прежнему брать на себя функции временной администрации проблемного банка.
«В кризис 2008 года АСВ выкупало доли в уставном капитале проблемных банков для перепродажи в дальнейшем», — говорит Юрина. Также она вспоминает, что АСВ в роли временной администрации банков передавало обязательства банка третьим лицам для обеспечения оперативного решения проблем с вкладами и исполнением обязательств банка по расчетам и платежам.
«Кроме того, ЦБ и АСВ решались и на процедуру принудительного уменьшения уставного капитала банка до величины его собственных средств, или даже — в экстренных случаях — до 1 рубля, если это не сделано самостоятельно собственниками такого банка», — отмечает Алексей Матросов.
Напомним, после кризиса 2008 года уставный капитал нескольких банков — например, «Российского капитала», банка «Союз», Банка ВЕФК, банка «Потенциал» — был снижен до рубля.
Центробанк может и напрямую оказывать банкам финансовую помощь в виде предоставления рублевых кредитов. Так, 25 октября этого года Центробанк резко повысил лимит средств, предоставляемых банкам на аукционе РЕПО — с 450 млрд до 700 млрд рублей.
Правда, проблема заключается в том, что, заливая банковскую систему деньгами, ЦБ рискует повысить давление на рубль — так как в ситуации нестабильности и неопределенности на рынках банки, получая рубли, стремятся на них купить валюту, повышая на нее спрос и цену, отмечает Федор Наумов.
«Работу ЦБ по предоставлению рынку ликвидности можно сравнить с бассейном: в одну трубу вода, то есть денежные средства, вливаются, а из другой выливаются — в покупку долларов и евро. И задача ЦБ какими-то административными методами препятствовать скупке валюты», — отмечает эксперт.
ЦБ может вернуться к беззалоговым кредитам
Отметим, что ЦБ уже начал готовиться ко второй волне кризиса: он запустил процедуру перезаключения генеральных соглашений с банками о предоставлении им кредитов без обеспечения на тот случай, если возникнет сильный дефицит ликвидности. Об этом сегодня сообщил заместитель председателя Банка России Алексей Симановский.
«Вопрос в скорости образования дефицита: если не будет возможности восполнять этот дефицит традиционными инструментами рефинансирования, то ЦБ может вернуться и к практике выдачи кредитов без обеспечения, так как фактически никакого времени, кроме подачи заявки, не требуют», — заявил он.
Елена ГОСТЕВА