Золотовалютные резервы РФ за неделю с 21 по 28 октября выросли на $7,4 миллиарда до $522 миллиардов — своего максимального значения с третьей декады сентября — благодаря удорожанию валютных компонентов, помимо доллара США, входящих в структуру российских ЗВР, а также золота на внешних рынках.
За отчетный период, по мнению аналитиков, ЦБ РФ продавал валюту на внутреннем рынке в виде интервенций, но их объемы были незначительны.
Евро
Резкий рост евро на фоне повсеместной эйфории, охватившей глобальные рынки после принятия плана спасения Греции, на отчетной неделе принес основной вклад в «копилку» Центробанка.
Пара евро/доллар отметилась 27 октября на уровне $1,4247, тогда как неделей ранее завершала торги на $1,3775, и этот рост не мог не отразиться на валютных резервах России, поскольку евро занимает в них второе после доллара США место.
По оценкам аналитиков, укрепление евро на форексе и переоценка этой динамики могла максимально увеличить размеры российских резервов на $4,7 миллиарда.
Такой результат получился у Марии Помельниковой из Райффайзенбанка, а по расчетам Владимира Цибанова благодаря евро резервы выросли на $4,3 миллиарда.
Артем Бирюков из банка HSBC сообщил, что переоценка единой европейской валюты через официальные курсы ЦБ РФ увеличила стоимость резервов, номинированных в евро, на 2,2 процента, а позитивная динамика всех валютных резервов России, по его мнению, привела к росту на $5,3 миллиарда.
Следом за евро шел британский фунт, чей рост от переоценки составил, по расчетами Бирюкова, 2,4 процента.
В абсолютном выражении это дало плюс $0,9 миллиарда, сообщила Мария Помельникова.
У Цибанова суммарное удорожание британского фунта, а также канадского доллара и японской иены, также входящих в структуру резервов РФ, составило $1 миллиард.
Объем резервов, номинированных в японской иене и канадском долларе, незначителен, их динамика мало отражается на общем изменении российской «кубышки».
В мае 2011 года глава ЦБ РФ Сергей Игнатьев раскрыл структуру российских резервов: доля доллара США составляет 47 процентов, евро — 41 процент, фунта — 9 процентов, иены — 2 процента, канадского доллара — 1 процент, присутствие же швейцарского франка и австралийского доллара «практически нулевое».
Две недели назад первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев сообщил, что регулятор может начать операции с австралийским долларом, над включением которого в структуру резервов он работает.
«Отобраны наши контрагенты, подписаны соответствующие соглашения, и мне кажется, совсем скоро должны начать, я думаю, что в этом году», — сказал Улюкаев, но по его словам, нормативная структура резервов пока не претерпела изменений.
Золото
ЦБ приобретает большие объемы золота, и российский регулятор, который сейчас занимает седьмое место в мире по запасам «желтого металла», продолжит наращивать его объемы, сообщил Улюкаев.
Доля золота в резервах РФ составляла порядка 8,5 процента от общего объема в $516,8 миллиарда на 1 октября 2011 года. В 2010 году Центробанк купил около 136 тонн золота, и сейчас у него порядка 850 тонн «желтого металла».
Золото на отчетной неделе показало второй по значимости результат после евро для позитивной динамики резервов РФ — на глобальных рынках оно значительно подорожало в противовес слабевшему доллару США.
В 5 процентов оценил рост золота через официальный курс ЦБР Артем Бирюков, что по его оценкам, составило $2,4 миллиарда.
Положительная переоценка золота и активов, номинированных в SDR, повысила золотовалютные резервы на $2,2 миллиарда, сообщил Владимир Цибанов из Росбанка.
У Марии Помельниковой рост котировок золота принес резервам РФ за отчетную неделю порядка $2,1 миллиарда, а активы в SDR и первоклассные бонды, находящиеся в российском портфеле, принесли всего $0,2 миллиарда.
Цибанов, суммируя положительную переоценку ценных бумаг и интервенционные продажи валюты Центробанком, получил минус $0,14 миллиарда.
Помельникова предположила, что регулятор мог продать на отчетной неделе $400—500 миллионов, у Бирюкова размер интервенций ЦБ составил порядка $300 миллионов.
Владимир АБРАМОВ