Прошедший в Каннах 3—4 ноября саммит G20 не преподнес больших сюрпризов: каких-либо кардинальных решений, способных принципиально улучшить глобальную экономическую ситуацию, принято не было. Лидеры ведущих стран мира утвердили правила ужесточения контроля за финансовыми рынками, ранее разработанные регуляторами в Европе и США, и договорились об увеличении ресурсов МВФ. Самая важная новость, пожалуй, была озвучена перед началом встречи: страны ЕС сумели заставить греческого премьера Георгиоса Папандреу отказаться от проведения референдума, который напугал мировые рынки.
Должникам указали на место
Наиболее ожесточенные дебаты прошли еще до начала саммита G20: лидеры Германии и Франции приложили максимум усилий, чтобы убедить Георгиоса Папандреу отказаться от проведения референдума по вопросу мер экономии. Фактически главы ведущих европейских держав шантажировали Афины отказом от предоставления очередных траншей помощи от ЕС и МВФ. Их усилия увенчались успехом: в результате этого давления, а также нажима со стороны как оппозиции, так и однопартийцев
Озабоченные европейским долговым кризисом лидеры G20 приняли решение об увеличении МВФ. Однако каким образом это будет сделано и в каком объеме, пока что неясно — обсуждение подробностей перенесено на дальнейшие встречи. Ранее, в октябре, в СМИ появились сообщения о том, что инициаторами расширения МВФ выступают развивающиеся страны во главе с Китаем и Бразилией, а ресурсы фонда могут быть увеличены на 350 млрд евро.
Еще один пункт, затрагивающий работу МВФ, касается Италии. В ходе саммита премьер-министр страны Сильвио Берлускони согласился на беспрецедентный для Рима шаг: он позволит, чтобы усилия его кабинета по снижению бюджетного дефицита ежеквартально контролировали представители МВФ.
Too big to fail
Одной из основных тем переговоров в Каннах стало регулирование финансовых рынков. Главы стран и правительств хотят убедиться в том, что в дальнейшем ни один из ведущих банков не окажется на грани банкротства. Для этого 29 системообразующих финансовых институтов будут вынуждены увеличить собственный капитал на 1—2,5% начиная с 2016 года. Весь процесс должен быть завершен к 2018 году. Кроме того, уже в 2012 году банки должны представить свои планы действий на случай нового финансового кризиса. Усиление контроля коснется и бонусов, и иных выплат в банковской сфере.
Ужесточение надзора ожидает и так называемые теневые банки, то есть небанковские финансовые организации, подлежащие на данный момент более слабому регулированию. В первую очередь эта мера затронет хедж-фонды. Как говорится в коммюнике, финансовые регуляторы должны составить список системно важных небанковских организаций, аналогичный перечню банков.
Воз и ныне там
По словам аналитика Economist Intelligence Unit Стивена Лесли, все вышеназванные правила игры для финансовых рынков не содержат ничего принципиально нового. «Некоторые из этих мер уже были приняты. Финансовые компании в США и ЕС уже находятся под более жестким контролем согласно новому законодательству. Органы надзора США недавно объявили жесткие требования к отчетности для крупных хедж-фондов и частных инвестиционных фондов. В обоих регионах уже были заявлены требования о разработке банками планов на случай кризиса», — сказал РБК daily эксперт. Кроме того, по его словам, ни одна из вышеназванных мер не поможет решить проблему банков too big to fail. «Единственный способ решить эту проблему — раздробление крупных банков, особенно так называемых финансовых супермаркетов, занимающихся самыми различными видами банковской деятельности», — отметил
На саммите вновь обсуждалось введение налога на финансовые транзакции (налог Тобина), но, как и раньше, консенсус достигнут не был. Ряд стран G20, в том числе Франция и Германия, выступают за введение такого налога. В то же время США не поддерживают эту идею. Россия, по словам помощника президента Аркадия Дворковича, готова ввести налог Тобина, если остальные страны будут согласны. Таким образом, не исключено, что эта тема всплывет вновь на последующих встречах в Мексике в следующем году или во время председательства России в G20 в 2013 году.
Мировые рынки, в первую очередь европейские, оказались разочарованы отсутствием принципиальных договоренностей по преодолению долгового кризиса. Американский Dow Jones по итогам торгов в пятницу упал на 0,5%, немецкий Dax — на 2,7%, EuroStoxx50 — на 2,3%.
Десять лет кризиса
Европе потребуется десять лет для решения всех долговых проблем, заявила в минувшие выходные канцлер Германии Ангела Меркель. «Государственные долги стран-членов накапливались более десяти лет. Такая проблема не может быть решена в одночасье. Несомненно, нам потребуется десятилетие для того, чтобы экономика стала чувствовать себя лучше», — считает
Татьяна ГЛАЗКОВА