В первом полугодии 2011 года банки снова стали разворачивать программы по расширению сетей, что обусловлено ростом прежде всего потребительского спроса на кредиты, а также стабилизацией корпоративного банкинга. Тем не менее основной упор сделан на усиление позиций в регионах присутствия, а не на освоение новых территорий.
По данным Центробанка РФ на 1 сентября 2011-го, количество внутренних структурных подразделений кредитных организаций на территории Северо-Западного федерального округа (СЗФО) с начала года увеличилось на 139 единиц. При этом основная доля открытых подразделений приходится на розничные организации, для которых расширение сети более актуально в связи с восстановлением спроса на потребительское кредитование. Ряд банков из числа тех, что в кризис сократили количество подразделений, начали обратный процесс. «Мы открываем дополнительные операционные и кредитно-кассовые офисы, которые, в свою очередь, можно разделить на офисы стандартного формата и небольшого формата — „бутики». В настоящее время на территории СЗФО работают 38 офисов такого формата, и по итогам года эта цифра достигнет 50. Будем продолжать расширение сети и в 2012 году», — рассказывает директор дирекции «Северо-Запад» Банка Хоум Кредит Алексей Дроботай.
В прошлом году банки уделяли основное внимание скорее оптимизации существующей структуры, нежели ее количественному наращиванию. Тогда, после кризисного 2009 года, возникла необходимость пересмотра эффективности работы ряда подразделений, к тому же изменение цен на аренду позволило сократить издержки путем переноса офисов в менее дорогостоящие помещения.
Каждому по потребностям
Несмотря на то что в 2011 году кредитные организации активнее открывали новые точки, докризисных темпов роста сетей они все же не достигли. «В этом году банки с большой осторожностью вкладываются в развитие сетей, тем более что Северо-Запад вполне насыщен банковскими услугами и открытие новых точек будет долго окупаться», — уверен управляющий филиалом «Петербургский» банка «ГЛОБЭКС» Юрий Красковский. Кроме того, кредитные организации прогнозировали не слишком благоприятное развитие ситуации на мировых финансовых рынках, что тоже останавливало их активное развитие, требующее существенных инвестиций.
Продолжалась оптимизация сетей. По словам Красковского, в СЗФО «ГЛОБЭКС» закрыл два дополнительных офиса, расположенных в районах с высокой банковской конкуренцией. «Есть планы по переезду части дополнительных офисов в новые помещения. Они находятся на расстоянии 500 м от старых помещений, однако благодаря переезду нам удастся оптимизировать арендные расходы: цены на аренду бизнес-площадей упали практически в два раза по сравнению с тем периодом, когда мы эти точки открывали», — поясняет он.
При этом потребность в развитой сети выше у организаций, развивающих розницу и работу с малым и средним бизнесом, тогда как корпоративный банкинг не требует объемных инвестиций в сеть. Поэтому ряд региональных корпоративных банков предпочли расширять присутствие за пределами СЗФО, где открытие офиса предполагает исключительно новый бизнес, обслуживать который силами офиса на Северо-Западе затруднительно.
Где есть деньги
Что касается приоритетов в региональном развитии кредитных организаций в рамках СЗФО, то вне конкуренции, конечно, остается Санкт-Петербург. На данный момент Северная столица лидирует по числу банков, отделений и филиалов — 1241, что вполне логично с учетом статуса и масштаба города, его экономического и потребительского потенциала. «На втором месте Вологодская область (359 точек), на третьем — Ленинградская (346), далее идут Калининградская (236) и Архангельская (228) области», — комментирует Алексей Дроботай.
Среди основных критериев при решении о выходе в регион — масштаб его экономики, уровень развития бизнеса, количество трудоспособного населения. Что касается последнего, то по этому показателю в СЗФО, согласно официальной статистике, помимо Петербурга впереди идут Ленинградская (914 тыс. человек), Вологодская (658 тыс.) и Архангельская (648 тыс. человек) области. Однако не всегда это делает регион привлекательным для банка. По мнению Юрия Красковского, в Ленобласти, например, очевиден дефицит банковских отделений, но работать здесь сложно: не очень высокодоходные города, небогатое население, слабо развит малый и средний бизнес. «Недостаточно развита банковская сеть в Коми, но это связано еще и с большой удаленностью друг от друга городов и отсутствием дорог. Возникают проблемы с инкассацией и техническим обслуживанием», — констатирует Красковский. К наиболее перспективным он относит Санкт-Петербург, Архангельск, Мурманск, Петрозаводск и Великий Новгород.
Однако все зависит от того, на какой вид кредитования делает ставку организация. Например, массовые продукты есть смысл продвигать и в населенных пунктах с немногочисленным населением. «По данным The World Bank database, в России в четыре раза меньше банковских офисов, чем в среднем в мире. При этом в нашей стране около половины населения живет в глубинке, — рассуждает Дроботай. — По информации Росстата, в городах с населением свыше 50 тыс. человек проживают 56% россиян, соответственно остальные 44% — в малых городах, поселках городского типа и селах. В городах с населением до 50 тыс. человек дефицит банковского обслуживания ощущается особенно остро».
Для корпоративного банковского бизнеса важно не только наличие в регионе приемлемого количества кредитоспособных предприятий, но и их региональная принадлежность. Коммерческие банки также часто обращают внимание на долю государственных и «окологосударственных» компаний, ведь не секрет, что большинство из них основную работу ведут через госбанки, тягаться с которыми часто нет смысла.
Плюс для банка — и наличие на территории достаточного числа компаний с региональной пропиской, так как филиальные структуры редко вольны выбирать финансовых партнеров и чаще всего их кредитно-денежная политика определяется головным офисом. «Наиболее привлекательные для банков регионы СЗФО с точки зрения развития корпоративного бизнеса — Санкт-Петербург, Ленинградская, Вологодская и Калининградская области. В этих же регионах банковский рынок наиболее насыщен, — отмечает руководитель дирекции бизнес-развития и координации СЗРЦ Банка ВТБ Елена Зулина. — Причина в том, что они обладают более развитой экономикой, промышленностью. На их территории большее количество предприятий, головные офисы которых находятся в регионе, и, соответственно, кредитование осуществляется на местном уровне».
Расти за счет чужого
Свои корректировки в планы банков по развитию сетей не может не вносить сегодняшняя экономическая ситуация. Во-первых, банкиры признаются, что на данный момент вряд ли станут осваивать те регионы СЗФО, в которых еще не присутствуют. Они скорее сосредоточатся на удержании позиций там, где уже работают. Да и здесь до прояснения ситуации в макроэкономике спешить с увеличением количества точек не станут. «Если события в мировой экономике будут развиваться так же, как сейчас, то снижение темпов потребления очень вероятно. Следовательно, банки также могут сокращать свое предложение услуг. Однако в текущей ситуации делать однозначные выводы пока рано», — полагает Алексей Дроботай.
Позицию кредитных организаций можно обозначить как выжидательную, но при реализации позитивного сценария можно рассчитывать на динамичное разворачивание планов по развитию сетей, в частности о расширении спектра форматов. Например, по словам Юрия Красковского, у банка «ГЛОБЭКС» в Петербурге есть планы по открытию в спальных районах отделений, которые кроме основной банковской деятельности занимались бы еще и кросс-продажами, то есть реализацией полисов страховых компаний — партнеров банка, предоставляли услуги нотариуса.
Банки, активно работающие в рознице, продолжат развитие формата так называемых мобильных офисов, которые располагаются в торговых и бизнес-центрах и отличаются высокой скоростью открытия и более низкими по сравнению со стандартными офисами затратами. И, что немаловажно в условиях неопределенности, сменить локацию такого подразделения или вовсе от него отказаться гораздо проще.
Наконец, свое влияние на процесс построения сетей окажет тренд по укрупнению банковской системы. Слияния и поглощения на рынке автоматически приводят к тому, что банки-покупатели увеличивают количество своих подразделений, в том числе в регионах. «Один из наиболее перспективных путей роста в регионе — поглощение региональных банков, — считает Красковский. — По мере выхода из нестабильной ситуации наиболее устойчивые банки начнут покупать офисы у региональных, которым будет тяжелее. То есть развитие пойдет не за счет открытия новых точек, а за счет покупки существующих».
Действительно, такой способ роста менее рискованный, так как приобретение готовой сети подразумевает наличие наработанной клиентской базы и подтвержденное практикой удачное расположение точек. А в ряде случаев покупка обходится дешевле, нежели построение сети с нуля. С учетом же требований по повышению планки собственного капитала, вступающих в силу в следующем году, предложений по продаже небольших кредитных организаций должно стать больше.
Ольга ВЕЛИКАНОВА