Инвесторы обеспокоены обострением кризиса вокруг ядерной программы Ирана. После публикации последнего доклада МАГАТЭ они не исключают возможных санкций против Тегерана, вплоть до проведения военной операции. В таких условиях стоимость барреля нефти может взлететь выше отметки 200 долл./барр.
Неоднократные призывы израильских властей нанести авиаудары по иранским ядерным объектам и критика политики Тегерана Вашингтоном раскачали энергетические рынки планеты. Стоимость барреля нефти марки Brent во вторник вновь взлетела до 115 долл., продемонстрировав пятипроцентный рост с начала месяца. По мнению экспертов, в случае дальнейшего обострения ирано-израильского противостояния стоимость нефти может подняться выше 200 долл.
Как полагают политологи, военная операция США на территории страны сейчас все же крайне маловероятна. Американская экономика слишком ослаблена для ведения масштабной войны. Более того, подобное решение похоронит шансы президента Барака Обамы переизбраться на второй срок. «Военное вторжение США в Иран не произойдет во время президентства Обамы. В его задачи входят восстановление американской экономики и уменьшение присутствия американских войск на Ближнем Востоке. Бомбежка Ирана поставит под угрозу выполнение этих целей», — считает аналитик Фонда Карнеги за международный мир Карим Саджадпур. А вот вероятность военного вторжения в Иран со стороны Израиля, наоборот, с каждым днем нарастает.
Новая война на Ближнем Востоке обернется катастрофой для товарно-сырьевых рынков. Иран ежедневно экспортирует около 2,6 млн барр. нефти, примерно треть которой направляется в Китай и Индию. Кроме того, в ходе боевых действий будет блокирован Ормузский пролив (на него приходится до трети от совокупного объема морских перевозок нефти).
Масла в огонь подливает и падение добычи нефти во многих странах. Так, Ливия еще далека от достижения своих довоенных показателей добычи (0,5 млн барр. в день вместо 1,6 млн), а волнения в Йемене и Сирии привели к снижению ежедневных показателей как минимум на 200 тыс. барр. в сутки в каждой из стран.
Впрочем, развитые страны вполне способны справиться с сокращением иранского экспорта: за счет существующих резервов Международное энергетическое агентство (МЭА) может поставлять на рынок до 4 млн барр. нефти в течение года. «Основной удар здесь придется принять Индии и Китаю, сильно зависящим от стабильности поставок из Тегерана и не являющимся членами МЭА», — считает аналитик IHS Energy Сэмьюэль Сизук. Дело в том, что обе страны пока не успели накопить большие запасы углеводородов: Пекину имеющейся нефти хватит лишь на месяц, в то время как Дели продержится еще меньше — около двух недель.
В этих условиях Китай и Индия будут вынуждены покупать нефть на открытом рынке, что неизбежно приведет к резкому росту цен. Согласно опросу трейдеров, проведенному консалтинговой компанией Rapidan Group, в случае прекращения поставок иранской нефти и закрытия Ормузского канала «черное золото» подорожает как минимум до 175 долл./барр. Наиболее пессимистичные прогнозы предрекают рост стоимости Brent до 290 долл.
Евгений БАСМАНОВ