В начале ноября первый вице-премьер Игорь Шувалов дал поручение Минфину и МЭРу — «О мерах по предупреждению банкротства банка «Российский капитал»». Предложения по этому вопросу, выработанные с участием ЦБ и АСВ, нужно будет представить в правительство. Такие поручения в отношении банка, санированного уже дважды, сразу кажутся подозрительными. Неужели «Российскому капиталу», в оздоровление которого уже вложено немало средств, снова понадобились деньги?
Это не совсем так. Новые деньги банку не нужны. Ему нужна свобода от достаточно большой суммы налоговых санкций, которые являются отголоском его прошлой — досанационной — жизни. Налоговые претензии к банку в размере примерно 1 млрд руб. возникли в ходе проверки, проведенной еще в 2004 году. Тогда налоговики сочли, что банк неправомерно не уплатил НДС по сделкам с драгметаллами, которые совершал в 2001—2002 годах. Начисленный штраф банк своевременно не заплатил, рассчитывая оспорить санкции в судах. А пока шли суды, которые он проиграл, накапали еще и пени. В итоге НДС банк заплатил уже в ходе санации. А санкции на сумму 1,2 млрд руб. были реструктурированы на пять лет.
Однако даже в реструктурированном виде они, по мнению АСВ, замедляют процесс оздоровления банка. Улучшить ситуацию предлагается за счет использования для окончательной расплаты с налоговиками средств имущественного взноса, который в кризис 2008 года правительство выделило АСВ на санацию банков.
Согласятся ли с таким подходом Минфин и МЭР — большой вопрос. Ведь предложенный метод решения проблемы — по сути есть погашение задолженности перед бюджетом за счет бюджета. В АСВ и ЦБ считают такой ход логичным: проблемы с налогами, которые стали одной из причин ухудшения финансового положения «Российского капитала» и его последующей санации, создали старые собственники банка, а сам долг в ходе санации банком погашен. К тому же, следуя логике АСВ, от списания штрафов и пеней банк оздоровится быстрее, а значит, его можно будет быстрее продать и вернуть вложенные в санацию средства.
Впрочем, Минфин, курирующий налоговые вопросы, эти доводы, по предварительным ощущениям, не убеждают. «Действующее законодательство о налогах и сборах не предусматривает возможности списания налоговой задолженности»,— сообщил «Ъ» источник в Минфине. Решать проблему он предложил АСВ путем докапитализации банка или размещения депозита в нем за счет имущественного взноса, после чего банк сможет расплатиться с бюджетом. Однако как раз этого АСВ и не хочет: первое увеличит и так существующий разрыв между уставным капиталом и собственными средствами банка, второе — долговую нагрузку на банк.
Дополнительную интригу ситуации придает тот факт, что вопрос этот поставлен в тот момент, когда Минфин возглавляет уже не супербережливый по части бюджетных средств Алексей Кудрин, а его преемник на этом посту Антон Силуанов, подход которого к вопросам бюджетной экономии еще только предстоит проверить практикой. Впрочем, ждать осталось недолго: срок исполнения поручения Игоря Шувалова — 17 ноября.
Светлана ДЕМЕНТЬЕВА